Развитие ловкости и быстроты у детей дошкольного возраста (4 - 5 лет)
консультация (средняя группа) на тему

Виктор Викторович Голишников

Материал предназначен для родителей детей среднего дошкольного возраста. Он знакомит родителей с системой игр и упражнений по обучению детей элементам игр в настольный теннис.

Представленные игры и упражнения направлены на развитие отдельных тактических приемов игры, доступных для тетей. В памятке, прилагаемой в конце материала, дается перечень игр и игровых упражнений, которые могут быть использованы родителями дома, в совместных играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие ловкости и быстроты у детей

  дошкольного возраста

4 — 5 лет»

Подготовил: инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 2», г.Саров

Голишников В.В.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает своевременное физическое развитие детей, которое осуществляется целым комплексом средств. Среди них большое значение имеют занятия физической культурой, утренняя гимнастика и многообразные подвижные игры. Немалое место занимают спортивные развлечения: зимой — катание на санках, ходьба на лыжах, катание с горки; летом — езда на самокате, велосипеде и др.

    Мы Вас хотим познакомить с системой игр и упражнений по обучению детей  элементам игр в настольный теннис.

    Спортивная игра: настольный теннис — насыщена разнообразными движениями и имеют большое количество тактических комбинаций, недоступных для овладения дошкольниками. Но отдельные элементы игры, являясь эмоциональными, увлекательными видами движений, могут быть с успехом использованы в домашних условиях самими родителями в развитии ловкости и быстроты вашего ребёнка.

    При построении системы игр учитывается основная игровая задача в настольном теннисе — перебросить целлулоидный мяч на сторону противника.

    Предлагаемые игры и упражнения направленны не на овладение тактикой игры, а на развитие отдельных тактических приёмов игры, доступных для детей: Умение правильно держать ракетки, отбивать  мяч, перебрасывать мяч через сетку.

    Игры с целлулоидным мячом укрепляют костно-связочный аппарат, тренируют мелкие мышцы рук, усиливают кровообращение, углубляют дыхание, вырабатывают глазомер, развивают ловкость, согласованность движений, быстроту движений, воспитывают выдержку, настойчивость, закаливают волю.

   Игры расположены в порядке постепенного нарастания физической нагрузки на организм ребёнка. Первая группа — игры с мячом без ракетки. Они воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу, земле), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча, ведения мяча по полу.

    Вторая группа — игры с ракеткой, мячом. Дети действуют уже с двумя предметами, что создаёт некоторую трудность в управлении ими. Но прежде чем перейти к действию ракеткой, дети должны научиться правильно держать её. Ракетки настольного тенниса держат по разному. Несмотря на некоторую сложность правильно ударить ракеткой по мячу, дети сравнительно легко усваивают упрощённые правила игры в настольный теннис. Звонкие удары о стол целлулоидного мяча и полёт волана не оставляют их равнодушными, вызывают восторг и радость.

Игры с мячом.

Игры с прокатыванием теннисного мяча.

    Для игры чаще всего пользуются обычным целлулоидным мячом весом до2.5гр и диаметром 4см. Неплохо иметь несколько мячей, окрашенные в различные цвета. Хрупкий теннисный мяч требует бережного отношения: нельзя сильно ударять по мячу различными твёрдыми предметами, ударять им по металлическому и каменному покрытию.

    Для игр с прокатыванием выбирается ровная без травяного покрова площадка длинной 5-10м и шириной 4-6м.

«Мяч в кругу»

    Ребёнок садится на пол. Взрослые садятся рядом по кругу. Один из взрослых катит мяч ребёнку и говорит: «Саша, лови!». Ребёнок ловит мяч и отсылает его обратно. По мере освоения этого упражнения можно постепенно усложнять задание. Во время прокатывания мяча взрослому ребёнок выполняет какое либо задание: успеть хлопнуть 2-3 раза в ладоши, назвать количественное или порядковое число. Например, взрослый говорит: «Первый», ребёнок «Второй» и .т.д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщённое понятие (мебель, овощи, фрукты и т. д.). Взрослые следят, чтобы ребёнок катал мяч, а не подбрасывал его.

    Примечание: При повторном проведении игры ребёнка можно посадить в центр.

«Мяч с горки»

      Ребёнок и взрослые стоят в колонне по одному перед горкой . Ребёнок скатывает мяч с горки, бежит за ним, передаёт следующему в колонне и встаёт сзади всех.

    Примечание: Взрослые следят, чтобы все участники игры бежали за мячом по одной стороне, а возвращались по другой (во избежание столкновения). На расстоянии 2-3м.от горки, устанавливаются препятствия, задерживающие мяч. По мере овладения навыком, можно усложнять и изменять способы скатывания мяча: скатывать правой , левой, двумя руками; скатывать так, чтобы мяч точно прошёл в ворота, сделанные из кубиков; скатывать мяч не с руки, а с совка(фанеры, дощечки, ракетки, картонки и т.п.); скатить мячик и успеть поймать его в совок.

«Докати до стены»

     Из 6-8 палок делают коридор шириной 40-50см. Так, чтобы он доходил до стены. Один из взрослых стоит у стены. По команде ребёнок прокатывает мяч по коридору, мяч должен коснуться стены. Играющий, стоящий у стены, берёт мяч после отскока и встаёт на исходную позицию для прокатывания, его место занимает ребёнок и т.д..

 

«Догони мяч»

     Из гимнастических палок делают 1-2 коридора длинной 3-4 м, шириной 70см. Ребёнок и взрослый встают у начала коридора. По команде «Марш!»оба участника начинают катить мяч и бегут за ним, стараясь поймать, не давая выкатиться из коридора.

    Примечание: выполняя действия с мячом, взрослые дают конкретную установку: «Не так сильно бросать мяч, иначе не успеешь догнать его до конца коридора»; «чтобы поймать мяч, накрывай его сверху ладошкой».

Игра может проходить в более усложнённых вариантах: поймать катящийся мяч после сигнала: «Раз-два-три! Лови!»; поймать мяч в конце коридора; у флажка; при перекатывании мяча успеть хлопнуть в ладоши определённое количество раз. Границами коридора могут быть линии, начерченные на полу, земле. Игра может проходить и без коридоров. Мяч катят в прямом направлении.

«Закати мяч»

     Дети сами выкладывают из строительного материала 1-2 прямоугольника без одной стороны, обращённой к играющим (в виде ворот). По числу прямоугольников распределяемся на команды. У каждого играющего по одному мячу. На расстоянии 2-3 м. проводим линию старта. По команде «Марш!» все начинают катить мяч в свои ворота (прямоугольники). Можно сделать несколько попыток и  посчитать счёт. Выигрывает тот кто большее количество раз закатит мяч в «ворота».

    Примечание: При неоднократном повторении игры ширина ворот постепенно уменьшается (от70 до 40 см) или увеличивается расстояние от места прокатывания до ворот, но не более 5-6м.

«Мяч навстречу мячу»

     Ребёнок и взрослый садится на пол (и.п.- сед ноги врозь) напротив друг друга на расстоянии 4-6м. У каждого по мячу. По сигналу «Начали!» - ребёнок и взрослый одновременно прокатывают мяч навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Игра повторяется 2-3 раза.

     Примечание: Эта игра проводится только после того, как дети научатся прокатывать друг другу большой мяч двумя руками.

Игры с передачей мяча

     В эти игры можно привлечь всех членов семь: бабушек, дедушек, старших братиков и сестрёнок , а так же друзей со своего двора.

«Мяч в вдогонку»

     Все встают в один общий круг (можно в два круга). 3-4 игрокам в одном кругу стоящим в разных местах круга, раздаётся по одному теннисному мячу. По сигналу «Мяч вдогонку!» - все начинают одновременно передавать мяч друг другу в одном направлении.      Если у кого-то окажется два мяча сразу, он выбывает из игры.

     Примечание: Сначала игра проводится с двумя мячами. Надо следить за правильностью передачи мяча (можно передавать мяч перед собой, за спиной, но нельзя передавать через одного или нескольких игроков, сходить с места).

«Передай мяч»

         Дети распределяются на две команды и выстраиваются в колонны друг за другом. На расстоянии 3 — 4м. перед каждой колонной ставится любой предмет: стул, большой мяч, булава, кубик и т. д. Первый в колонне с теннисным мячом должен обежать предмет, передать мяч следующему в своей колонне и встать сзади всех. При потере мяча ребёнок обязан возвратиться, поднять его и бежать с того места, где упал мяч.

     Примечание: Взрослые следят, чтобы дети соблюдали правила игры: не выходили раньше времени навстречу игроку, старались не задевать предмет. Если дети часто допускают перечисленные ошибки, то взрослые могут остановить игру и ещё раз уточнить правила.

     Игра может проходить в другом направлении: обежать стул, положить на него мяч, а возвращаясь к своей колонне дотронуться до руки следующего игрока, тот обегая стул, берёт мяч и передаёт его другому и т.д.

Игры с подбрасыванием и ловлей мяча

 В эти игры можно привлечь всех членов семь: бабушек, дедушек, старших братиков и сестрёнок ,а так же друзей со своего двора.

«Подбрось — поймай»

     Дети стоят в двух шеренгах (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. У детей одной из шеренг в руках мяч. По сигналу дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают мяч играющим, стоящим напротив в другой шеренге. Те в свою очередь, повторяют задание в подбрасывании и ловле мяча.

     Примечание: При повторении игру можно усложнить: бросить мяч вверх и хлопнуть 2-3 раза; поймать мяч в прыжке; бросить мяч, успеть повернуться вокруг себя и затем поймать мяч; бросить мяч одной рукой, а ловить другой.

«Перебрось мяч»

     Дети строятся в две шеренги. У детей первой шеренги по одному мячу. Они перебрасывают мяч детям другой шеренги. Побеждает та команда детей, у которой число падений мяча будет наименьшим.

    Примечание: Игра может проходить по сигналу: «Начали!», который даёт взрослый. Дети одновременно перебрасывают мяч.

«Успей поймать»

     Игра проводится с небольшой подгруппой детей. Они встают вкруг. В центре — водящий. Дети перебрасывают мяч друг — другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удаётся, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идёт в середину круга.

     Примечание: Один из взрослых стоит за кругом, следит, чтобы дети долго не держали мяч, не бросали одному и тому же ребёнку. Если водящему долго не удаётся поймать мяч, назначается новый.

      Игру можно усложнить: ввести двух водящих и перебрасывать два мяча.

«Попади в окошко»

     Дети распределяются на две команды. В каждой команде должно быть не более 5-6 детей. Одновременно играют две команды. Ребята встают в колонну по одному сбоку от гимнастической стенки по обе её стороны на расстоянии 1м. На этом же расстоянии проводится черта. Одна команда получает мяч. Стоящий первым бросает мяч в нижний пролёт гимнастической стенки - «окошко» и встаёт в конец колонны. Ребёнок, стоящим первым в противоположной команде, ловит его (или берёт с пола, земли) и бросает мяч в этот же пролёт. Следующие дети бросают в пролёт  повыше и т.д. Если один не попал в «окошко», то следующий ребёнок из этой же команды бросает мяч в то же «окошко». В зависимости от того, какая команда и каким боком стоит к гимнастической стенке, дети бросают мяч в «окошко» правой или левой рукой. Когда мяч побывает в каждом «окошке», команды меняются местами: те кто бросал мяч левой рукой, бросают правой, и наоборот. Побеждает та команда, которая допустила наименьшее количество ошибок.

     Примечание: Один из взрослых следит за тем, чтобы дети во время броска не подходили к гимнастической стенке ближе положенного расстояния.

   

     Вариант. «Мяч в сетку».

     На площадке на высоте 110 -120см натягивается волейбольная сетка. Дети также распределяются на команды и встают по обе стороны сетки. Каждый ребёнок  из команды по очереди бросает мяч в любую клеточку сетки, стоящий напротив — ловит.

«Мяч об пол»

     Играющие стоят в две шеренги напротив друг друга. У детей одной шеренги мячи, они бросают их об пол, ловят двумя руками и катят партнёрам из другой шеренги. Можно подбросить мяч вверх и поймать его после отскока.

«Мяч в корзину»

     Играющие встают по кругу, в середине корзина. У каждого мяч. Нужно бросить мяч об пол так, чтобы он попал в корзину. Мяч бросают по очереди или вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными.

«Мяч об стену»

     Дети стоят в колонне напротив стены на расстоянии 80-100см. Каждый ребёнок по очереди бросает мяч в стену и ловит его с начала двумя руками, а затем одной рукой. Затем встаёт в конец колонны.

     Примечание: Дети должны построиться друг за другом так, чтобы не мешать тому, кто бросает мяч. Он может быстро отойти назад, в сторону, чтобы успеть поймать мяч. После неоднократного проведения игра усложняется: один ребёнок бросает, а другой ловит и т.д.

«Попади в круг»

     Дети строятся так же как в предыдущей игре. На полу на расстоянии 30-40см от стены кладётся обруч. Каждый по очереди бросает мяч об стену так, чтобы он, отскочив, попал в круг, затем ловит мяч и передаёт следующему игроку, а сам встаёт в конец строя.

«Мяч в кружок»

    Дети распределяются на несколько команд. На полу раскладываются в любом порядке цветные обручи. Дети стоят перед обручами на расстоянии 1.5 — 2 м. По сигналу первые бросают мяч так, чтобы он попал в кружок.

    Вариант. «Через верёвочку в обруч».

     Игра проводится так же, как и предыдущая, только проходит она на площадке. Между двумя стойками на высоте 120-130см. Натягивают верёвку. На одной стороне площадке за верёвкой чертят круг диаметром 1м, на расстоянии 50-70см перед верёвкой проводится линия. Дети по очереди бросают мяч через верёвку, стараясь попасть в круг. Можно распределить детей на несколько команд.

«Попади и поймай»

     Группа детей распределяется на две команды. Все выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на полу (земле) нарисованы квадраты на близком расстоянии друг от друга. По сигналу первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить мячом в квадрат и поймать его. После этого мяч передаётся следующему игроку. Можно ударять мяч левой рукой, а ловить правой или наоборот; либо ударять и ловить одной и той же рукой.

Игры с ведением мяча на месте и в движении

«Послушный мяч»

     На пол кладётся обруч или чертится круг. Ребёнок отбивает рукой мяч, стараясь точно попасть в круг. Ударять по мячу надо не сильно, но твёрдой ладонью и после того, как мяч достаточно высоко отскочит от пола. Это упражнение можно выполнять сидя на стуле; без круга; каждой рукой отдельно и поочерёдно.

     

«Мяч на дорожке»

     Дети распределяются на две команды. Перед каждой выкладывают из гимнастических палок, верёвок (или рисуют) коридор шириной 50-100см. и длинной 3м. У каждого ребёнка в руках мяч. Нужно, ударяя мяч об пол, провести его по коридору, вернуться, встать в конце колонны и передать мяч следующему. Если игрок уронит мяч, он должен поднять и продолжить вести его с этого места. Следующий в колонне начинает только тогда, когда предыдущий игрок пройдёт коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по определённой стороне. Побеждает та команда, которая не только быстро но и правильно выполнит задание.

    Примечание: Дети могут вести мяч в прямом направлении сначала правой рукой до середины коридора, а затем левой.

«Мяч вокруг обруча»

   Дети распределяются на 4-5 команд. Напротив команды на расстоянии 1.5 — 2 м лежат обручи, диаметр каждого 1м. По сигналу первые начинают вести мяч, направляясь к обручам, обходят его, берут в руки, затем бегом возвращаются в свою колонну и передают мяч следующему. Если кто-либо роняет мяч, он продолжает вести его с того места, где упал мяч.

     Примечание: Игра проводится с детьми только тогда, когда они научатся вести мяч в прямом направлении. Вести мяч можно правой рукой, левой или поочерёдно.

«Мяч по кочкам»

     Дети встают по 5-6 человек в колонну по одному. У первого ребёнка мяч. На площадке чертят 6-8 кружков диаметром 30-40 см. на расстоянии 5-10 см. друг от друга. Первый должен провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам - «по кочкам», и передать мяч следующему

Памятка для родителей

Упражнения с мячом

(которые вы можете выполнять дома совместно с вашим ребёнком)

1. Прокатывать мяч друг другу на расстоянии 1.5 — 2м поочерёдно правой и левой рукой.

2. Подбрасывать мяч вверх, ловить двумя руками или поочерёдно каждой рукой.

3. Бросать мяч об пол, ловить двумя руками, успеть хлопнуть  в ладоши. Выполнять упражнение на месте и в ходьбе.

4. Подбрасывать мяч вверх, дать ему стукнуться об пол, поймать двумя руками, каждой рукой, после броска успеть сделать поворот вокруг себя.

5. Бросить мяч о стену, подпрыгнуть на одной ноге, поймать двумя руками.

6.  Бросить мяч о стену, после отскока от пола поймать двумя руками или каждой рукой поочерёдно.

7. Бросить мяч об пол так, чтобы он коснулся стены, и поймать.

8.  Бросить мяч об пол так, чтобы он коснулся стены, снова ударился об пол и поймать.

9. Вести мяч одной рукой, как баскетбольный мяч, обходя предметы.

10. Положить мяч на голову и стараясь продержать его как можно дольше. Выполнить упражнение на месте, в ходьбе. Упражнение способствует воспитанию осанки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Презентация "Развитие быстроты у детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприя...

Подборка подвижных игр для развития ловкости и быстроты для детей старшего дошкольного возраста.

Подборка подвижных игр для развития ловкости и быстроты для детей старшего дошкольного возраста «Хитрая лиса»Описание игры:Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от др...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

"Средства развития быстроты у детей дошкольного возраста"

Основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательн...