"Средства развития быстроты у детей дошкольного возраста"
материал по физкультуре
Основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_razvitiya_bystroty_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства развития быстроты у детей дошкольного возраста
Быстрота – это психофизическое качество, которое развивается в процессе обучения. Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Например, можно быстро добежать до близко расположенного дерева, переплыть узкую речку, быстро подпрыгнуть и достать до ветки. Вавилова Е.Н. [1] считает, что способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и метаний, в подвижных играх, а так же для успешного овладения многими видами спортивных упражнений. Быстрота проявляется в разных формах, основные из которых:
- Быстрота реакции на сигнал к действиям или их смене;
- Скорость одиночного движения;
- Способность увеличивать в короткое время темп движений по сигналу или в игровой обстановке;
- Частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).
Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связанно с особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения). Наблюдая за играющими детьми показывают, что они часто и охотно выполняют быстрые движения. Малыши догоняют бабочку, взлетевшего голубя, катящийся мяч и обруч, бегают с машинами, вертушками. Дети постарше соревнуются друг с другом в скорости перебегания через площадку, играют в «догонялки», «ловишки», бадминтон, с увлечением катаются на велосипеде, ходят на лыжах. При этом ребёнок многократно повторяет понравившееся движение, использует его в разных ситуациях стараясь выполнять быстрее, чередуя его с моментами отдыха – догоняет мяч, останавливается, или, добежав до скамейки, усаживается на неё. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения в проявлении быстроты, интересные игровые задания и игры. Отмечено, что в играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем просто выполняя задания, быстро добежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей.
В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяются две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение, отмечает Н.Н. Кожухова [2]:
- Упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал (словесный, звуковой). Это качество необходимо во многих подвижных и спортивных играх (настольном теннисе, баскетболе и др.), на старте в беге, плавании, любых эстафетах.
- Учить поддерживать высокий темп движения, например, в беге наперегонки, за партёром, при катании мяча, обруча.
Подбор игр и упражнений для развития быстроты определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту, подготовленности ребёнка, постепенное усложнение заданий, их повторность). По мнению В.Т. Кудрявцева, необходимо при этом учитывать и некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие [3]:
1. Во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе. Без этого все усилия будут направлены на овладение действием , а не на быстрое его выполнение. Так малыш, неуверенно ловящий мяч и допускающий ряд ошибок (прижимает мяч к груди, широко расставляет руки), не сможет быстро его поймать и тут же перебросить обратно. Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно;
2. Во-вторых, продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 10-30м, число повторений прыжков 10-12 раз, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх у детей 2-3 лет - 10сек, 6-7 лет – до 15- 20сек. Кроме того, должны быть интервалы отдыха;
3. В-третьих, упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;
4. В-четвёртых, важным условием для успешного выполнения быстрых движении является оптимальное состояние центральной нервной системы, которая достигается лишь тогда, когда дети не утомленны предшествующей деятельностью. Значит игры и упражнения совершенствующие быстроту целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.
В дошкольный период следует стремиться к разнообразию средств для развития быстроты. Их основная целевая установка — охватить различные мышечные группы, принимающие участие в движении и совершенствовать деятельность центральной нервной системы.
А.В. Кенеман, О.М. Литвинова, В.Н. Шебко выделяют несколько средств развития быстроты у дошкольников [4; 5; 6]:
1. Упражнения. Эффективными являются упражнения, стимулирующие детей к выполнению быстрых движений – бег на короткие дистанции, различные прыжки, упражнения в кружении, размахивании, бросании, толкании легких предметов, выполняемых с максимально возможной частотой.
2. Подвижные игры. Для развития быстроты рационально применение подвижных игр, в которых возникают вариативные нестандартные ситуации, требующие проявления двигательных реакций с максимальной скоростью, а также игровые действия по типу эстафет, формирующие реакции на различные, внезапные сигналы.
Быстрота проявляется в разных формах, основные из них: быстрая реакция на сигнал к действию; быстрота одиночного движения; способность в короткое время увеличивать темп движения (по сигналу); частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике дошкольного воспитания о быстроте движений ребёнка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30м), которая выражается количеством метров преодоленных в секунду (м/с).
Быстрота развивается в процессе обучения ребёнка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова [1] предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередования бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умение прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.
Таким образом, основными средствами развития быстроты у детей дошкольного возраста являются упражнения, стимулирующие детей к выполнению быстрых движений – бег на короткие дистанции, различные прыжки, упражнения в кружении, размахивании, бросании, толкании легких предметов, выполняемых с максимально возможной частотой; подвижные игры, в которых возникают вариативные нестандартные ситуации, требующие проявления двигательных реакций с максимальной скоростью, а также игровые действия по типу эстафет, формирующие реакции на различные, внезапные сигналы.
Список использованной литературы
- Батурина, Е.Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» [Текст] / Е.Г. Батурина. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.
- Кожухова, Н.Н. Самодурова М.М., Воспитатель по физической культуре в дошкольных учереждениях. [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова. – М.: Академия, 2002. – 320с.
- Кудрявцев, В.Т. Физическая культура и здоровье ребёнка. [Текст] / В.Т. Кудрявцев. // «Дошкольное воспитание». – 2001. № 1. – С. 93.
- Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2110 «Дошкольная педагогика и психология (дошк).» - 3-е изд., испр. и доп. / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985 – 271с.
- Литвинова, О.М. Система физического воспитания в ДОУ. [Текст]: Учебно – методическое пособие. / О.М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 238с.
- Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – 3-е издание, стереотип. / В.Н. Шебко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 1998. – 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....
Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Презентация "Развитие быстроты у детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприя...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...