Тренинг «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
методическая разработка по теме
Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moy_rebenok_-_poiski_vzaimoponimaniya.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг
«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи: - Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания. - Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей. - Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.
ХОД:
1. Приветствие
«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Мы сегодня собрались с вами поговорить о детях и взрослых. Вы тоже были детьми, и наверное у каждого найдется детская мечта, или желание, которые не были реализованы по разным причинам, появлялось чувство обиды и не понимания со стороны родителей. Но все - таки семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Сегодня у вас появилась возможность еще лучше понять своих детей и найти путь к пониманию.
2. «Правила работы в группе».
Для этого нужно проявлять активность, соблюдать правило здесь и сейчас, говорить от своего имени. Готовы к работе?
3. Упражнение «В детстве я был(а)…
Предлагаю по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был(а)….»( Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.)
- предмет для передачи по кругу
4. Упражнение «Солнце любви».
Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. задание: Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Предлагаю поделиться по кругу одним прекрасным качеством вашего ребенка.
Психолог: « Какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки».
- лист А4 цветные карандаши
5. Мозговой штурм «Объедини части народной мудрости».
Трудно переоценить влияние матери на воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
задание: Я начну крылатую фразу, а вам необходимо будет закончить фразу(можно хором)
1. При солнышке тепло, а при матери (добро).
2. У ребенка заболит пальчик, а у мамы (сердце).
3. Где сын молодец, там и хороший (отец).
4. Птица рада солнышку, а младенец (матери).
5. Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и (сын).
6. Материнский гнев, что весенний (снег).
7. Нет такого дружка, как родная (матушка).
8. Отец наказывает, отец и (хвалит).
- вывести подсказки на доску для выбора
Спасибо большое, мы с вами вспомнили мудрости воспитания.
6. Упражнение «Недетские запреты»
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
задание: Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно.
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Что хотелось развязать в первую очередь?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
ВЫВОД: Зачастую взрослые, делая замечания детям в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно». А Обращение к ребенку становится позитивным, т.е. предполагается ответное действие, а не бездействие.
7. Тест «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные
«проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
предлагаю вам выполнить тест. который дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблемы воспитания детей.
- бланк и ключ в приложении
8. Игровое упражнение «Родительские установки».
сейчас нам необходимо объединиться в пары с помощью моего волшебного мешочка, и преодолеть короткую дистанцию по ленте.
Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника - «ребенка».
Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:
1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Рефлексия по желанию .
Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.
- 5-6 лент по 1.5 метра, карточки с высказываниями набор *4, место для упражнения
9. Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут).
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.
1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».
2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».
Обсуждение:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
10. Рефлексия.
Психолог: Вот и подошла к концу наша встреча.
Я предлагаю по кругу поделиться своим мнением, мыслями, впечатлениями о встрече, о воспитании детей, может о каком то найденном пути взаимопонимания с ребенком.
Спасибо, до свидание.
Буклет в подарок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренинг для родителей "Когда ребенок свдит вас с ума"
данная информация может быть использованна психологами, воспитателями, родителями....
Конспект группового собрания для родителей с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»
Вашему вниманию представлена методическая разработка родительского собрания "Адаптация ребенка в детском саду".Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установ...
Семинар-практикум "Я и мой ребенок-поиски взаимопонимания"
Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка. 1-я часть – теоретическаяП...
Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания
Цель: Создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребёнка.1-я часть – тоеретическаяПсихоло...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.Задачи: - выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка;- осознание родителями особенностей психофизического развит...
Семинар-практикум "Я и мой ребенок-поиски взаимопонимания"
Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка. ...
«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.Задачи: - Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.- Ф...