МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
консультация на тему
Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.
Задачи:
- выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка;
- осознание родителями особенностей психофизического развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» посёлка Псебай
муниципального образования Мостовский район
Центр ответственного родительства «Верные руки»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
Подготовила: Педагог-психолог
Лагерева Анастасия Сергеевна
п.г.т. Псебай,
2017г.
Мастер-класс
«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.
Задачи:
- выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка;
- осознание родителями особенностей психофизического развития детей.
1. Приветствие
Каждый участник по кругу продолжает фразу «Зона радости в моей семье – это…». После этого происходит обмен мнениями. Зона радости – это залог бесконфликтной дисциплины в семье.
2. Основная часть
Психологи отмечают важность раннего периода для дальнейшего развития ребенка. Е.О. Смирнова говорит:
«Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно впервые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь это начало всех его будущих качеств и способностей».
Каждый из нас ЛЮБИТ и ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных к ребенку.
Упражнение «Что таится в имени моего ребенка» («Тайна имени»)
Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя — жизнерадостный.
Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Что хотелось развязать в первую очередь?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться.
Предлагаю вам пройти групповой тест «Можно и нельзя».
Тест «Можно и нельзя»
Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.
Ситуации | Наказание невозможно | Наказание возможно |
Ребенок болеет | ||
Перед сном | ||
Сразу после сна | ||
Во время еды | ||
Во время занятий | ||
Во время игры | ||
Непосредственно после душевной или физической травмы | ||
Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается | ||
Родитель находится в плохом настроении |
После выполнения теста проводится его обсуждение:
- Когда, в каких ситуациях можно, а когда нельзя наказывать ребенка?
В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста “Наказание возможно”.
Оставшаяся часть в качестве “памятки” может использоваться в работе.
Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
3. Подведение итогов работы. Рефлексия.
— Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?
— Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?
— Какая информация оказалась для вас наиболее актуальной?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Добрый вечер уважаемые родители! Я рада видеть вас. Я хочу вам предложить с друг другом поздороваться, то есть сказать, «Здравствуйте!» с разными оттенками (Родители достают из сундучка карточку с указанным заданием и произносят, остальные отгадывают). (удовольствие, страх, дисциплинированность, удивление, упрека, достоинство, неудовольствие, иронии, безразличие, радости) Какие вы все молодцы, вы все справились со своим заданием, и проявили свои эмоции, чувства во время приветствия друг, друга. Вот этим качествам нужно научить наших детей. Я предлагаю пройти за наш стол присесть и об этом поговорить.
4. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста»
Цель: дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей, обращающихся за консультацией к психологу.
Упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры — без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в кругу. В качестве одного из выводов, говорится, что дети раннего возраста большую часть информации получают от невербальных средств общения. Потренироваться в использовании этих средств коммуникации поможет следующее упражнение.
6. Игра «Горячо, утюг!»
Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка в экстремальной ситуации.
Перед выполнением упражнения ведущий говорит о том, что зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»). Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребенок. (Можно не подходить, а кидать мяч, озвучивая ситуацию) Например: «Ваш ребенок уже протягивает руку к горячему утюгу». Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка.
Проводить игру желательно в быстром темпе, называя первые пришедшие в голову слова. Можно отвести определенное время для каждого ответа, например, одну минуту. Когда все участники выполнят задание, можно провести обсуждение (по кругу), в процессе которого каждый скажет, доволен ли он своим решением.
СПИСОК СИТУАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «ГОРЯЧО, УТЮГ»
Ваш ребенок
- Тянет руку к горячему утюгу.
- Пытается включить газовую плиту.
- Собирается сбросить на пол хрустальную вазу.
- Перегибается через перила на шестом этаже.
- Подносит ко рту рюмку с водкой.
- Выбегает на проезжую часть улицы.
- Замахивается лопаткой на злую собаку.
- Размахивает клюшкой перед витриной фешенебельного магазина.
- Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати.
- Открывает кран с горячей водой.
- Целится из рогатки в Вашего гостя.
- Хочет кинуть камень в экран телевизора.
- Сует палец в пасть злой соседской собаке.
- Стремительно выбегает на тонкий лед пруда.
- Вот-вот наступит на крышку полуоткрытого люка.
- Пытается открыть работающую стиральную машину.
- Убегает в переполненном метро в противоположную сторону.
- Засовывает карандаш в электрическую розетку.
- Тянет в рот иголку.
- Запихивает маленькую пуговицу в ухо.
- Протягивает руку к чашке с горячим чаем.
- Собирается вылить суп из тарелки в аквариум.
- Хочет попробовать еду из собачьей миски.
- Сыплет соду вместо соли в кипящий суп.
- Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/04/picture-1170796-1570203976.jpg)
Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь ребенка».
Помощь в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-415044-1493062659.jpg)
Мастер-класс для родителей "Музыка в жизни ребенка. Музыка как средство познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".
Все дети в разной степени от природы музыкальны, почему же не использовать этот потенциал для речевого и познавательного развития дошкольников?Главная задача взрослых — с помощью музыки помочь м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-739147-1607619489.jpg)
Мастер-класс для родителей "Играй вместе с ребенком"
Мастер-класс для родителей "Играй вместе с ребенком"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-672876-1443584885.jpg)
Мастер - класс для родителей «Развиваемся вместе с ребенком в технике «Пластилинография»
повышение компетентности родителей в вопросах художественно - эстетического воспитания детей через нетрадиционные техники рисования – «пластилинография».повышение компетентности роди...
Мастер-класс для родителей на тему: «Ум ребенка на кончиках его пальцев»
Цель: Формирование игрового взаимодействия родителей и детей. Пропаганда педагогических знаний, основ воспитания детей дошкольного возраста среди родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1452290-1674500023.jpg)
Мастер - класс для родителей "Это может ваш ребенок"
О видах музыкальной деятельности на музыкальных занятиях...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/18/picture-965934-1623991441.jpg)
Мастер – класс для родителей по совместному творчеству ребенка и родителя. «Весенняя поделка «Ландыш»
Мастер – класс для родителей по совместному творчеству ребенка и родителя. «Весенняя поделка «Ландыш»Данный мастер - класс можно провести на родительском собрании, как пример с...