«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
материал

Зайнуллина Фарида Фаритовна

Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи: 

- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.

- Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.

- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moy_rebenok.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи: 

- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.

- Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.

- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

ХОД:

1. Приветствие

«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Мы сегодня собрались с вами поговорить о детях и взрослых. Вы тоже были детьми, и наверное у каждого найдется детская мечта, или желание, которые не были реализованы по разным причинам, появлялось чувство обиды и не понимания со стороны родителей. Но все - таки семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Сегодня у вас появилась возможность еще лучше понять своих детей и найти путь к пониманию.

2. «Правила работы в группе».

Для этого нужно проявлять активность, соблюдать правило здесь и сейчас, говорить от своего имени. Готовы к работе?

3. Упражнение «В детстве я был(а)…

Предлагаю по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был(а)….»( Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.)

  • предмет для передачи по кругу

4. Упражнение «Солнце любви».

Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. 

Задание: Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Предлагаю поделиться по кругу одним прекрасным качеством вашего ребенка. 

 Какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки». Прошу вас сохранить эти рисунки, к окончанию нашего семинара вам станет понятно для чего это солнышко.

  • лист А4 цветные карандаши

5. Мозговой штурм «Объедини части народной мудрости».
Трудно переоценить влияние матери на воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. 
задание: Я начну крылатую фразу, а вам необходимо будет закончить фразу(можно хором)


1. При солнышке тепло, а при матери 
(добро).

2. У ребенка заболит пальчик, а у мамы (сердце).

3. Где сын молодец, там и хороший (отец).
4. Птица рада солнышку, а младенец 
(матери).

5. Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и (сын).

6. Материнский гнев, что весенний (снег).
7. Нет такого дружка, как родная 
(матушка).

8. Отец наказывает, отец и (хвалит).

  • вывести подсказки на доску для выбора

Спасибо большое, мы с вами вспомнили мудрости воспитания.

6. Упражнение «Недетские запреты»

Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Задание: Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно.

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

— Что хотелось развязать в первую очередь?

— Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

— Что вам хотелось сделать?

— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

— Какие чувства вы испытываете сейчас?

ВЫВОД: Зачастую взрослые, делая замечания детям в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно». Обращение к ребенку становится позитивным, т.е. предполагается ответное действие, а не бездействие.

7. Игровое упражнение «Родительские установки».

сейчас нам необходимо объединиться в пары с помощью моего волшебного мешочка, и преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте.

Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника - «ребенка».

Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:

1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».

2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Рефлексия по желанию .

Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.

  • 5-6 лент по 1.5 метра, карточки с высказываниями набор *4, место для упражнения

8. Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут).

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.

1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о  том, что нужно для счастья детей».

2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам  предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».

Обсуждение:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

9. Рефлексия.

Педагог: Вот и подошла к концу наша встреча.

Я предлагаю по кругу поделиться своим мнением, мыслями, впечатлениями о встрече, о воспитании детей, может о каком - то найденном пути взаимопонимания с ребенком.

Спасибо, до свидание.

Я и мой ребёнок

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу

и

 всегда

так делаю

Могу,

но не всегда

так делаю

Не могу

1.В любой момент оставить свои дела и заняться

ребёнком?

А

Б

В

2.Посоветоваться с ребёнком, невзирая  на его

возраст

А

Б

В

3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой

По отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребёнком в случае  своей

неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладание, даже если ребёнок

вывел вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10.Пообещать   ребёнку   исполнить  его желание

за  хорошее поведение?

А

Б

В

11.Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя так, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

А

Б

В

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

А

Б

В

Ключ к тесту.

 Ответ «А» оценивается в 3 очка,

                                            «Б» - 2 очка,

                                            «В» - 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением, придерживаясь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребёнке для вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

(Материал взят из журнала «Начальная школа + - » 2002г №11

Использованная литература


1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович ; под ред. ; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. - Москва : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 352 с.

2.Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции / Е.И. Захарова // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 24-29.

3.Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам / С.А. Капустин // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4 - С. 76-90.

4.Лебедько А.В. Особенности течения беременности и родов у женщин с экстракорпоральным оплодотворением: автореферат дис               канд. мед. наук; [Белорусский гос. мед. универс.]. - Минск, 2013.

5.Мид М. Культура и мир детства / М. Мид ; сост. и предисл. И.С. Кона. - Москва : Наука, 1988. - 429 с. : ил.

6.Патяева Е.Ю. Системы социокультурного мотивирования: концептуальная модель / Е.Ю. Патяева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 1 - С. 24-41.

7.Филиппова Г.Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии. - 2002 - 240 с. : ил. Чеснокова М.Г. Общепсихологические основания исследования здоровья личности / М.Г. Чеснокова // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1(9). - С. 96-102.

8.Эриксон. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - Москва : Прогресс, 1996. - 344 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребенком Консультация для родителей старшей группы.

Наиболее простым способом достижения взаимопонимания с малышом является музыка, благодаря которой он раскрывается с лучшей стороны....

Семинар-практикум "Я и мой ребенок-поиски взаимопонимания"

Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка. 1-я часть – теоретическаяП...

Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания

Цель: Создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребёнка.1-я часть – тоеретическаяПсихоло...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.Задачи: - выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка;- осознание родителями особенностей психофизического развит...

«От движения к взаимопониманию. От взаимопонимания к взаимодействию». Игры Клауса Фопеля.

Давно известно, что внешние проблемы часто сплачивают семью, а внутренние разногласия наоборот, её разрушают. Если в семье и взрослые, и дети находят общий язык друг с другом, семья становится крепче....

Семинар-практикум "Я и мой ребенок-поиски взаимопонимания"

Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка. ...

Тренинг «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений....