Статья "Консультационный пункт в ДОО"
статья на тему
Система работы консультативного пункта ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультативный пункт в ДОО | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители — образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые — их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых — родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений. Одна из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями — консультационный пункт. Цели консультационного пункта – обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимися на дому, поддержка всестороннего развития личности. Обязательными задачами консультационного пункта являются : оказание всесторонней помощи детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу, оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста. оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Наш консультационный пункт предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению их жизненных представлений. Основная категория родителей, которых ждут в консультативном пункте – это родители, дети которых не посещают ДОУ. Организации работы консультационного пункта осуществляется по следующим принципам: принцип конфиденциальности- информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей; принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля; принцип научности: информация, предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу; принцип доступности: все информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии. Консультативный пункт на базе МДОУ был открыт на основании приказа заведующего образовательным учреждением при наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов. Существует специальный график работы, утвержденный руководителем. Непосредственную работу с родителями (законными представителями), детьми, не посещающими МДОУ, осуществляют специалисты консультативного пункта МДОУ . Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов МДОУ. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. В консультативном пункте организуются консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей), диагностические обследования дошкольников специалистами МДОУ. За получение консультативных услуг плата с родителей (законных представителей) не взимается. В рамках функционирования нашего консультационного пункта осуществляются следующие направления деятельности: консультативно-правовое; психолого-педагогическое; художественно-эстетическое; физкультурно-оздоровительное. Формы работы используются самые разные это и круглые столы; консультации; мастер – классы; тренинги с родителями; занятия и игры с детьми; совместные праздники развлечения. В последнее время у нас в стране все большую популярность приобретают разнообразные формы работы педагогов. Цели и задачи их тоже разнообразны. Хотим поделиться своим опытом работы с родителями дошкольников. Нам представлялась необходимой разработка таких форм коррекционной, профилактической и просветительской работы, с помощью которых могут преодолеваются внутриличностные конфликты, решаются многие проблемы родителей, изменяются их внутренние личностные установки. Каждый пришедший на консультацию имеет возможность высказываться, обсуждать, делиться собственным опытом воспитания детей, а самое главное – приобретать новый ценный опыт для своей семьи. В процессе общения каждый участник вправе активно выступать или быть просто слушателем. После проведения уже нескольких таких встреч возросло количество индивидуальных консультаций и бесед родителей с педагогами, где обсуждаются конкретные проблемы определенной семьи, после чего проводится коррекционная работа. Особо хочется отметить: такие беседы происходят не только с мамами, но и с папами, а в последующем и с семейными парами. Наверное, многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни у родителей и педагогов растет понимание этого факта. Что процесс воспитания зависит не только от родителей, на него немалое воздействие оказывают и сами дети – своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, деловое, игровое взаимодействие детей и родителей – важная составляющая семейного общения и семейного воспитания. Давайте попробуем развивать у ребенка умения, которые пригодятся ему в реальном общении с людьми, помогут ему наиболее безболезненно пройти сложный, но необходимый путь к овладению средствами эффективного общения. Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно легко использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения ребенка. Условно игры можно разделить на группы:
«Я и мои эмоции»;
«Я и мой язык»;
«Я и моё тело»;
«Я и Я»;
«Я и другие»;
«Я и моя семья» и др.
Предлагаем вам поиграть и почувствовать, как в жизни нам помогают наши эмоции.
Упражнение «Я и мои эмоции».
Выкладываются карточки, изображающие эмоциональное состояние человека. Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития мимических мышц лица.
Игра направлена на изучение и осознание ребенком мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, на тренировку выразительной мимики.
Конечно же, наши эмоциональные проявления влияют на наше настроение, но порой очень сложно не только показать их мимикой и жестами, но и выразить словами. Давайте поиграем в игру «Настроение».
Игра «Настроение».
В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч, называя противоположное настроение.
Например:
Веселый – грустный;
Добрый – злой;
Теплый – холодный;
Ясный – мрачный;
Медленный – быстрый;
Молчаливый – общительный;
Тихий – шумный.
Радостное настроение создает нам и теплое общение с людьми, это можно увидеть в любимой игре нашего детского сада.
«Испорченный телефон».
Мимикой и пантомимикой мы можем показать не только наши чувства, но и различные предметы, явления и ситуации.
Игра «Угадай-ка».
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой-либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.д.). Названия изображаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать карточки из «чудо-мешочка».
Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений», научиться их производить и понимать.
Нам порой бывает очень трудно вступать в контакты с новыми людьми. Преодолеть эту трудность поможет коммуникативное упражнение
«Знакомство с друзьями»
Выполняя это упражнение, дети научатся устанавливать доверительные отношения с другими людьми, создавать атмосферу сотрудничества.
Каждый участник называет своё имя и говорит, что он больше всего любит.
Когда эмоциональной сферой детей трудно управлять и наши дети выходят из-под контроля, организовать их нам помогут увлекательные игры, например: Игра «Запомни звуки».
Эта игра научит детей концентрировать внимание, разовьёт слуховую память.
Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, звучание которых знакомо детям. Звуки можно «зарисовать», угадывать или просто повторить то, что звучало.
Игра «Аукцион».
Ведущий предлагает участникам игры называть предметы, имеющие один общий признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп называния предметов замедляется, ведущий считает: «Круглый – раз! Круглый – два! Круглый – три!»
Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игра создает здоровый эмоциональный подъем.
Не только детям, но взрослым для развития их познавательной сферы полезна игра
Игра «Спичечный узор». Возьмите спички (3,4,5), бросьте их на стол, запомните образовавшийся узор и вместе с ребенком постарайтесь выложить такой же узор по памяти, прикрыв образец листом бумаги.
Игра развивает произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления, помогает взаимодействию между взрослым и ребенком.
Игра «Апельсин» Играющие делятся на две команды и соревнуются: кто быстрее закончит передачу апельсина от первого игрока команды до последнего игрока.
Условие. Играющие дети выстраиваются так: ребенок, взрослый, ребенок и т.д., а передают и получают апельсин, зажав его под подбородком.
В игре развивается эмпатия, взаимопомощь, возникает положительный эмоциональный настрой.
Принято получать подарки, но подарок может быть не только материальным. Всем приятно слышать ласковые и другие слова от близких людей».
Игра «Скажи другому участнику комплимент».
Игра объединяет участников. Комплименты можно говорить о характере человека, внешности и.т.д Проведя ряд подобных игр и можно предложить родителям оставить свои замечания, пожелания, высказывания. Их мнение очень поможет в дальнейшем для построения и организации следующей встречи. Всегда желаем любви и понимания в семье, чтобы было время не только воспитывать детей, но и просто играть, немножко шалить с ними, или просто вместе разобраться с правилами новой игры. Так же советуем воспользоваться игровым тренингом для родителей и детей «Школа любящих родителей». Целью данного тренинга является оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений по средствам игры. В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность. Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение.
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов. Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, которое без спорно понадобится с поступлением в школу, а значит и тренировать его нужно уже сейчас».
- «Ласковое имя». Сначала психолог, начиная с себя, называет свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Далее по кругу все выполняют это упражнение пока очередь снова не дойдет до психолога.
- «Обнимашки». Часто ли вы обнимаете своих детей, просто так, без всякой на то причины? А как вы думаете, существует ли необходимое количество объятий для поддержания хорошего самочувствия?
Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».
Родителям и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.
- Игра «Угадай ребенка». Психолог: «Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас мы это поверим».
Родителям по очереди завязывают глаза, дети сидят на стульчиках. Каждый родитель должен на ощупь найти своего ребенка.
- Игра «Рассказ про маму». Ребятам предлагается по очереди рассказать о своих родителях, с которыми они пришли.
- Игра «Хвост дракона» или «Золотые ворота». На усмотрение психолога.
- Упражнение «Любимое поведение». Родителям предлагается вспомнить и сказать, что они любят в поведении своих детей.
- Танец разминка для всех (танец маленьких утят). Звучит песня «танец маленьких утят». Все участники тренинга вместе с психологом исполняют всем знакомый танец.
- Упражнение «+ качества». Родителям предлагается вспомнить и назвать 3 положительных качества своего ребенка.
- Упражнение «Свеча». По кругу передается зажжённая свеча, у кого в руках оказалась свечка, должен пожелать на завтрашний день, что-то хорошее группе.
Предлагается родителям и детям оценить полезность, значимость, нужность тренинга, положив в коробочку смайлики разных цветов. В своей работе нам удалось вовлечь родителей в совместную игровую деятельность с детьми, что помогло воспитанию элементарных коммуникативных навыков через диалог со взрослыми, игрушками; развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, игру; совершенствованию двигательных навыков.
Родители имеют более полное представление о способах, приемах проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастик, способах мотивации детей для проведения упражнений на развитие дыхательного аппарата, умения передавать простейшие игровые и плясовые движения, познакомились с использованием нетрадиционных техник в продуктивных видах деятельности;
В целом, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей. Работа педагогов способствовала переосмыслению родителями своего отношения к воспитанию в семье, важности разнообразной совместной деятельности. Родители стали больше внимания уделять игровой деятельности с детьми, укреплению здоровья своих детей. Танцуйте, пойте, играйте вместе со своими детьми. Хороший ребенок – счастливый ребенок. Счастливый ребенок-счастливые и здоровые родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности ДОУ в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку с нарушением речевой деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
Освещен опыт оказания всесторонней помощи ребенку с речевыми нарушениями в условиях посещения логопункта при ДОУ....
Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...
Материал к занятию консультативного пункта для родителей
В данном материале даны конкретные советы родителям по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет в семье. Приведены наиболее типичные для данного возраста речевые нарушения, пути их преодоления. Рас...
Положение о консультативном пункте
Положение о консультативном пункте...
Консультативный пункт в ДОУ
Оказание психолого-педагогической помощи родителям и детям...
Использование проектов в работе с родителями в условиях логопедического пункта ДОУ .
Для чего нужны проекты в работе учителя - логопеда?• Они дают возможность активизировать речевую деятельность детей. • Помогают в оптимизации коррекционного процесса....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ...