Материал к занятию консультативного пункта для родителей
статья по логопедии по теме
В данном материале даны конкретные советы родителям по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет в семье. Приведены наиболее типичные для данного возраста речевые нарушения, пути их преодоления. Раскрываются примеры игр, игровых заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_zanyatiyu_konsultativnogo_punkta.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к занятию консультативного пункта для родителей
« С чего начинать обучение грамоте старшего дошкольника в семье»
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
« Ну, прочитай ещё страницу».
Не надо звать, не надо ждать
А можно взять и прочитать.
С э тих известных вам строк и хочется начать наш семинар. Ведь всем вам хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно, не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования. По утверждению Венгера и Мухиной: «дети 5-6 летнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения». Однако память и внимание старшего дошкольника весьма неустойчивы, необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Существует много способов научить ребёнка читать до школы и каждый из них хорош по-своему. Но при этом важно учитывать следующее:
- Система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу.
- Необходимо использование игровых приёмов, не утомляющих и не напрягающих ребёнка.
- Продолжительность одного занятия должна быть не более 20-25 минут.
- К следующему этапу занятия можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а так же умения применять его на практике.
Главное место в обучении 5-6 летних детей отведено работе со звуками, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороны речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении , что так важно при формировании навыков чтения и письма.
При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие. Оно проявляется в затруднениях дифференциации аккустически близких звуков (н-р: в-в`, б-п, з-ж и т.д.), неумении определять место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах, невозможности подобрать слово с определённым звуком.
В силу этого, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии, дислексии).
Следует отметить, что формирование фонетических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой.
Необходимо познакомить ребёнка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов:
- зрительного (показ артикуляции определённого звука перед зеркалом);
- слухового (восприятие звука на слух);
- тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произношения звуков).
С помощью взрослого ребёнок запоминает характеристики разных звуков:
- гласный-согласный,
-согласный - твёрдый, мягкий, звонкий, глухой.
Таким образом, важно научить ребёнка правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить с буквами, обозначающими на письме эти звуки.
Н-р: Ребёнок знакомиться с твёрдым согласным звуком [ м ], с мягким согласным звуком [м’], учиться отличать их на слух и в произношении. И только после этого запоминает букву, которой на письме обозначают эти звуки.
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко - слоговой деятельности, а также улучшает контроль, за усвоением знаний.
На логопедических занятиях для обозначения гласных звуков мы используем красный квадратик, для обозначения твёрдых согласных – синий, для обозначения мягких согласных – зелёный, что соответствует школьной программе. А также можно использовать карточки для обозначения места звука в слове (начало, середина и конец слова).
Совместная деятельность с родителями.
1. Предложите родителям определить место звука [а] в словах: аист, мак, рука, с использованием карточки, для обозначения места звука в слове и квадратика, обозначающего гласный звук.
(Весь наглядный материал разложен на столах у родителей).
2. Предложите теперь выделить звук [м] или [м’] в словах: мак, молоко, ком, комната, меню, шмель, мел, камень.
3. А теперь предложите родителям выложить полную звуко-слоговую схему слова зима, и проанализировать её.
При выполнении предложенных заданий у ребёнка развивается « языковое чутьё», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значением слова.
Таким образом, каждое слово должно быть проанализированно, прежде чем написано, а затем прочитано ребёнком.
В свободно время дома, а так же и по дороге в детский сад можно помочь ребёнку развить «языковое чутьё» используя несложные игровые приёмы.
Сейчас я предложу вам некоторые из них:
- «Добавь звук»
Послушайте предложение и закончите последнее слово нужным звуком. Например: Витя славный мальчи…
В лесу из веток построили шала…
По тропинке покатился весёлый колобо…
Белочка спрятала орешки в дупл… [е] подсказывает ребёнок и даёт характеристику звуку.
- «Поймай звук»
Хлопните в ладоши, когда услышите в слове звук [б] в слове:
Баран, корова, кабан, бублик, сорока, бант, бублик… сколько звуков [б] в словах барабан и бублик.
В этой игре можно использовать мяч: поймай мяч, если услышишь звук [б], не лови, если этого звука в слове нет.
Игра проводится с любым звуком.
- « Ты мне, я тебе».
А теперь я предлагаю вам назвать слова, заканчивающиеся на звук [к]:
Жук-червяк-цветок-моток-пирожок-снежок-творожок-пушок и т.д.
(родители по - цепочке называют слова).
Задание можно менять, н-р: подобрать слова на звук [м’] или слюбым твёрдым согласным звуком в начале слова или с любым звуком без точного места положения.
- « Продолжи слово»
Ба…- тон, ран,гаж,…
Бу…- кет, фет,…
Бо…- ря, бик,...
- «Нужный звук»
Предложите ребёнку представить, что он с бабушкой пошёл на рынок и стал покупать овощи и фрукты, в названии которых есть звук [л]. « Какие бы овощи вы стали покупать?»
-свекла, салат, яблоки, лук и т.д.
Или: « У нас есть зоопарк, но необычный. В нём животные, в названии которых есть звук [р]. Что же это за звери?
-тигр, зубр, рысь, кенгуру, кролики…
« А теперь соберём зверей, в названии которых есть звук [л]»
-лось, слон, лама…
- «Кто больше назовёт зимних (осенних, летних, вкусных…) слов».
«Давай будем называть слова, которые оканчиваются на звук [а] и относятся к зиме», например:
- зима, шуба, шапка, лопата, снежинка…,
а теперь зимние слова, в которых есть звук [к]
снеговик, шапка, варежка, снежинка.
- «Достроим дом».
Взрослый на листе бумаги рисует стены и предлагает ребёнку достроить дом, т.е. дорисовать детали дома, но только те, в названии которых звучит звук [р] или [р’].
Например: крыша, труба, крыльцо, рама, забор…
Можно нарисовать целую сюжетную картину, придерживаясь данного задания.
В ходе семинара родители выполняют все предложенные задания совместно с логопедом.
В завершение семинара хотелось бы обратить внимание на то, что обучение грамоте – ответственный период жизни ребёнка, и то, на сколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения и доброжелательности. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажим», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим первоклассником. Дайте ребёнку поверить в собственные силы! Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех и делает маленькие открытия. Старайтесь идти от желаний ребёнка и не подавляйте его своей учёностью.
п
с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в СПДО «детский сад «Зоренька», реализующим общеобразовательную программу дошкольн...
Презентация "Организация деятельности консультативного пункта для родителей и детей не посещающихДОУ"
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом в жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие ребенка. Эти качества и способности не в...
ПЛАН РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ на 2016- 2017 год.
Консультативный пункт создается в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представит...
ПОЛОЖЕНИЕ о Консультативном пункте для родителей (законных представителей)
. Консультативный пункт может осуществлять консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам:-социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;-возрастные, пси...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
«Роль консультативных пунктов психолого – педагогической, медико-социальной, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с разными образовательными потребностями»
laquo;Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей, именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками и участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспита...
Консультативный пункт для родителей.
В данной презентации описывается работа консультативного пункта данного учреждения....