«Зрительные нагрузки. Их роль и значение в жизни ребенка с нарушением зрения»
консультация (средняя группа) на тему

В данном материале говорится о зрительных нагрузках, которые назначаются детям дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Дается описание игр и упражнений по зрительным нагрузкам . Говорится о важности их использования в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_zritelnym_nagruzkam_podgotovitelnaya_gruppa2.docx9.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Зрительные нагрузки. Их роль и значение в жизни ребенка с нарушением зрения»

Учитель-дефектолог Буздырина О. Б.

Зрительные нагрузки назначаются детям дошкольного возраста с учетом:

-остроты зрения;

-возраста ребенка;

-характера косоглазия и фиксации.

Зрительные нагрузки назначает врач-окулист каждому ребенку индивидуально.

Игры и упражнения по зрительным нагрузкам проводятся для закрепления достигнутых результатов лечения в глазном кабинете.

Они решают не только лечебные, но и педагогические задачи.

В группе есть коррекционный уголок, где находятся игры по зрительным нагрузкам. Эти игры проводят воспитатели и тифлопедагог.

Игры по нагрузкам проводятся в зависимости от этапов лечения косоглазия и амблиопии:

-плеоптика;

-ортоптика;

-стереоптика.

Необходимо, чтобы дома тоже проводились игры и упражнения по зрительным нагрузкам.

Зрительные нагрузки для детей 3-4лет

Зрительная нагрузка 1

Первый этап. Плеоптика (лечение амблиопии).

Острота зрения 0,01-0,3. Косоглазие не учитывается. Величина объектов больше 2см. Цвет объектов – оранжевый, красный, их оттенки. Форма предметов разнообразная. Объемные предметы ребенок познает путем осязания под контролем зрения. Время занятий – утро, полдень, вечер. С цветными объектами дети работают днем (около 12 часов дня). Ахроматические пособия даются утром и вечером. Продолжительность занятий разная, все упражнения выполняются в очках.

  • Работа с предметными картинками.

Цель: учить узнавать предметы, развивать фиксацию взора, внимание, память.

Материал: предметные картинки, изображенные на оранжевом и красном фоне. Размеры изображенных предметов больше 2,5 см.

Руководство

Вначале с ребенком рассматривают картинки, выясняют, знает ли он ее, затем ему предлагают рассмотреть 2 картинки, одну из тех, что он уже видел, а другую – новую. Предложить ребенку рассмотреть и вспомнить, видел ли он где–нибудь такой предмет. Если ребенок не узнает, помочь ему, подсказав название предмета, указать на его характерные признаки и назначение. Закреплять название предмета и его узнавание можно в разных игровых ситуациях:

  • Рассматривание картинок, лежащих на столе и нахождение среди них новой.
  • Нахождение нескольких одинаковых картинок.
  • Нахождение пары - «Найди такую же».
  • «Составь из частей» (2-4 части).

Продолжительность занятий 2-3 минуты.

  • Работа с геометрическими фигурами.

Цель: учить узнавать геометрические формы, соотносить фигуры по цвету, форме, величине; развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, память.

Материал: игра «блоки Дьенеша» с набором фигур красного и желтого цветов, «рамка Монтессори».

Руководство:

  • Раскладывание фигур по форме (круги к кругам, квадратам к квадратам, треугольники к треугольникам, прямоугольникам, прямоугольники к прямоугольникам).
  • Сортировка геометрических фигур без учета формы (красный, желтый)
  • Раскладывание фигур по размеру.
  • Игры на аналитическое восприятие формы («Составь предмет из фигур»).
  • Игра «Рамка Монтессори».

Продолжительность занятия: 3-4 мин.

  • Работа с цветной мозаикой.

Цель: учить узнавать геометрические формы, соотносить предметы по цвету, форме.

Материал: мозаика, детали больше 2,5 см.

Руководство:

  • Сортировка мозаики по цвету (красный, желтый, оранжевый).
  • Выкладывание простейших узоров из мозаики (по образцу, без образца).

Продолжительность : от3 до 6 мин.

  • Работа с предметами.

Цель: учить узнавать предметы, развивать фиксацию взора, внимание, память, воображение.

Материал: предметы красного, оранжевого, желтого цветов больше 2,5 см.

Руководство:

  • Группировка предметов по цвету.
  • Группировка предметов по назначению.

Продолжительность занятия: 6 -8 мин.

  • Работа с пирамидками.

Цель: активизировать фиксацию взора, учить воспринимать на слух инструкции, развивать комбинаторное мышление, зрительное соотнесение предметов по величине.

Материал: пирамидки из 7 колец разной величины.

  • Работа с крупными калейдоскопами, игрушечной кино- и фотокамерой.

Цель: активизировать фиксацию взора, развивать устойчивое внимание, память, речь.

Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.

  • Работа с мелкими предметами.

Цель: активизировать фиксацию взора, развивать устойчивое внимание, память, речь.

Материал: пластиковые бутылочки с диаметром горлышка 1,5 – 2см, фасоль, горох, цветные спички, семена дыни, арбуза.

Руководство:

Ребенок укладывает в пластиковые бутылочки мелкие предметы.

Продолжительность занятия 3-5 мин.

  • Лепка крупных животных.
  • Шнуровка (диаметр отверстий 1,5 – 2 см).
  • Раскрашивание мелких деталей рисунка (2-3 см).
  • Сбор деталей из пластмассового конструктора (мелкого).

        Зрительная нагрузка 2

Второй этап лечения амблиопии с подключением ортоптики.

Острота зрения 0,4 и выше. Объекты меньше 2 см. форма объектов разнообразная, преимущественно объемная. Цвет объектов: красный, желтый, зеленый и их оттенки. Учитывается вид косоглазия. При сходящемся косоглазии проводятся упражнения на расслабление конвергенции и аккомодации. При расходящемся косоглазии – на усиление конвергенции и сопровождается направлением взора вниз на близкое расстояние.

Игры и упражнения при сходящемся косоглазии.

  • Работа с калейдоскопами, игрушечной кино- и фотокамерой.

Цель: развивать дивергенцию, устойчивое внимание, речь.

Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.

  • Игра «Тир».

Цель: развивать глазомер, дистантное восприятие, речь.

Материал: картонный диск с приклеенными картинками размером меньше 2 см, лазерная указка.

Руководство:

С расстояния 2-2,5 м (в дальнейшем расстояние увеличивается) ребенок должен указкой показать названный предмет.

  • Сортировка геометрических фигур по форме, цвету.

Цель: развивать навыки зрительного соотнесения предметов по форме и цвету.

Материал: геометрические фигуры (2 см), фланелеграф.

  • Выкладывание узора из цветных палочек.

Цель: развивать навыки пространственной ориентировки, закрепить цветоразличение, развивать комбинаторное мышление, конструктивный праксис, мелкую моторику рук, память.

Материал: цветные палочки, фланелеграф.

Продолжительность занятия 3 – 4 мин.

  • Игра «Нанижи бусы».

Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать фиксацию взора.

Материал: бусы, счетные косточки, катушки, леска.

Руководство:

Дети нанизывают предметы на расстоянии вытянутой руки (взор вдаль).

Игры на воздухе.

  •  Игра «Птички  и автомобили»

Цель: развивать дивергенцию, воспитывать внимание.

Материалы: нагрудные знаки птичек (дети со сход. косоглазием) и автомобилей.

  • Игра «Найди свой цвет».

Цель: развивать дивергенцию, закреплять навыки цветоразличения, развитие внимания.

  • Игра «Поезд»

Цель: развивать дивергенцию, пространственную ориентировку, слуховое внимание.

  • Игра «Поймай бабочку (птичку)»

Цель: развивать дивергенцию, прослеживающую функцию глаза, глазомер, внимание.

Материал: палка длиной 1 – 1,5 м, на конце которой привязан шнур с картонной птичкой (бабочкой), длиной 15 см.

Руководство:

Педагог вращает палку с бабочкой над головами детей на такой высоте, чтобы они, подпрыгнув, могли поймать ее рукой. Подпрыгивают дети на обеих ногах и ловят обеими руками, не сходя с места.

Игры и упражнения при рассходящемся косоглазии.

  • Работа с калейдоскопами, игрушечной кино- и фотокамерой.

Цель: развивать конвергенцию, устойчивое внимание, речь.

Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.

  • Работа с мозаикой средних размеров.

Цель: развивать зрительное соотнесение предметов по цвету, навыки ориентировки в пространстве.

  • Сортировка семян по цвету  и по виду.

Цель: развивать зрительное соотнесение предметов по цвету, закрепить навыки цветоразличения.

Материал: семена фасоли, гороха, кукурузы и др., тарелочки.

  • Сортировка геометрических фигур по форме и цвету.

Цель: развивать зрительное соотнесение предметов по форме и цвету, закрепить название геометрических фигур, навыки цветоразличения.

  •  Игра «Сплети коврик».

Материал: полоски шириной 0,5 см.

  • Шнуровка (диаметр  отверстий 0,5 см)

Игры на воздухе.

  •  Игра «Птички  и автомобили»

Цель: развивать дивергенцию, воспитывать внимание.

Материалы: нагрудные знаки птичек (дети с расходящимся косоглазием) и автомобилей.

Руководство

«Птички» клюют зернышки - дети присаживаются и стучат пальчиком по коленям.

  • Игра «Поймай рыбку»

Цель: развивать конвергенцию, прослеживающую функцию глаза, глазомер, внимание.

Материал: палка длиной 1 – 1,5 м, на конце которой привязан шнур с картонной рыбкой, длиной 20 см.

Руководство:

Педагог вращает палку по кругу вокруг себя, а дети должны ножкой наступить на рыбку (поймать ее).

  • Игра «Забрось мяч».

Цель: развивать конвергенцию, зрительное, слуховое внимание, умение согласовывать свои действия с сигналом.

Материал: корзина, мячи среднего размера по количеству детей.

Руководство: Дети стоят вокруг корзины и по очереди бросают мяч.

  • Игра «Что спрятано?»

Цель: развивать конвергенцию, зрительную память, внимание.

Руководство:

На землю, в центре круга, педагог кладет несколько игрушек и предлагает детям посмотреть и запомнить их. Дети отворачиваются, педагог прячет 1 – 2 игрушки и подает команду повернуться и угадать, каких игрушек не стало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.

О значении развития зрительно-моторной координации у ребенка-дошкольника для успешного обучения в школе. Практические рекомендации по этому вопросу....

Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения

В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...

Консультация для родителей "Слуховые аппараты и их значение в жизни ребенка с нарушением слуха"

Дорогие коллеги, данная разработка может помочь студентам, получающим квалификацию воспитателей детей с нарушениями развития, чтобы иметь ориентир для построения беседы с родителями, отрицающими ношен...

Особенности оценки родителями уровня развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения

   С первых месяцев жизни ребёнок осознаёт себя через отношения с другими людьми. Отношения между ребёнком и окружающим его социумом определяет развитие ребёнка. Семейные отношения иг...

Значение очков для ребенка с нарушением зрения

Значение очков для ребенка с нарушением зрения...

Игры и упражнения для развития зрительно-моторной координации ребенка с нарушениями зрения в домашних условиях.

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы детей с нарушениями зрения тесно связаны. А, как известно, двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе. Запаздывает в развитии ...