«Зрительные нагрузки. Их роль и значение в жизни ребенка с нарушением зрения»
консультация (средняя группа) на тему
В данном материале говорится о зрительных нагрузках, которые назначаются детям дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Дается описание игр и упражнений по зрительным нагрузкам . Говорится о важности их использования в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_zritelnym_nagruzkam_podgotovitelnaya_gruppa2.docx | 9.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Зрительные нагрузки. Их роль и значение в жизни ребенка с нарушением зрения»
Учитель-дефектолог Буздырина О. Б.
Зрительные нагрузки назначаются детям дошкольного возраста с учетом:
-остроты зрения;
-возраста ребенка;
-характера косоглазия и фиксации.
Зрительные нагрузки назначает врач-окулист каждому ребенку индивидуально.
Игры и упражнения по зрительным нагрузкам проводятся для закрепления достигнутых результатов лечения в глазном кабинете.
Они решают не только лечебные, но и педагогические задачи.
В группе есть коррекционный уголок, где находятся игры по зрительным нагрузкам. Эти игры проводят воспитатели и тифлопедагог.
Игры по нагрузкам проводятся в зависимости от этапов лечения косоглазия и амблиопии:
-плеоптика;
-ортоптика;
-стереоптика.
Необходимо, чтобы дома тоже проводились игры и упражнения по зрительным нагрузкам.
Зрительные нагрузки для детей 3-4лет
Зрительная нагрузка №1
Первый этап. Плеоптика (лечение амблиопии).
Острота зрения 0,01-0,3. Косоглазие не учитывается. Величина объектов больше 2см. Цвет объектов – оранжевый, красный, их оттенки. Форма предметов разнообразная. Объемные предметы ребенок познает путем осязания под контролем зрения. Время занятий – утро, полдень, вечер. С цветными объектами дети работают днем (около 12 часов дня). Ахроматические пособия даются утром и вечером. Продолжительность занятий разная, все упражнения выполняются в очках.
- Работа с предметными картинками.
Цель: учить узнавать предметы, развивать фиксацию взора, внимание, память.
Материал: предметные картинки, изображенные на оранжевом и красном фоне. Размеры изображенных предметов больше 2,5 см.
Руководство
Вначале с ребенком рассматривают картинки, выясняют, знает ли он ее, затем ему предлагают рассмотреть 2 картинки, одну из тех, что он уже видел, а другую – новую. Предложить ребенку рассмотреть и вспомнить, видел ли он где–нибудь такой предмет. Если ребенок не узнает, помочь ему, подсказав название предмета, указать на его характерные признаки и назначение. Закреплять название предмета и его узнавание можно в разных игровых ситуациях:
- Рассматривание картинок, лежащих на столе и нахождение среди них новой.
- Нахождение нескольких одинаковых картинок.
- Нахождение пары - «Найди такую же».
- «Составь из частей» (2-4 части).
Продолжительность занятий 2-3 минуты.
- Работа с геометрическими фигурами.
Цель: учить узнавать геометрические формы, соотносить фигуры по цвету, форме, величине; развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, память.
Материал: игра «блоки Дьенеша» с набором фигур красного и желтого цветов, «рамка Монтессори».
Руководство:
- Раскладывание фигур по форме (круги к кругам, квадратам к квадратам, треугольники к треугольникам, прямоугольникам, прямоугольники к прямоугольникам).
- Сортировка геометрических фигур без учета формы (красный, желтый)
- Раскладывание фигур по размеру.
- Игры на аналитическое восприятие формы («Составь предмет из фигур»).
- Игра «Рамка Монтессори».
Продолжительность занятия: 3-4 мин.
- Работа с цветной мозаикой.
Цель: учить узнавать геометрические формы, соотносить предметы по цвету, форме.
Материал: мозаика, детали больше 2,5 см.
Руководство:
- Сортировка мозаики по цвету (красный, желтый, оранжевый).
- Выкладывание простейших узоров из мозаики (по образцу, без образца).
Продолжительность : от3 до 6 мин.
- Работа с предметами.
Цель: учить узнавать предметы, развивать фиксацию взора, внимание, память, воображение.
Материал: предметы красного, оранжевого, желтого цветов больше 2,5 см.
Руководство:
- Группировка предметов по цвету.
- Группировка предметов по назначению.
Продолжительность занятия: 6 -8 мин.
- Работа с пирамидками.
Цель: активизировать фиксацию взора, учить воспринимать на слух инструкции, развивать комбинаторное мышление, зрительное соотнесение предметов по величине.
Материал: пирамидки из 7 колец разной величины.
- Работа с крупными калейдоскопами, игрушечной кино- и фотокамерой.
Цель: активизировать фиксацию взора, развивать устойчивое внимание, память, речь.
Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.
- Работа с мелкими предметами.
Цель: активизировать фиксацию взора, развивать устойчивое внимание, память, речь.
Материал: пластиковые бутылочки с диаметром горлышка 1,5 – 2см, фасоль, горох, цветные спички, семена дыни, арбуза.
Руководство:
Ребенок укладывает в пластиковые бутылочки мелкие предметы.
Продолжительность занятия 3-5 мин.
- Лепка крупных животных.
- Шнуровка (диаметр отверстий 1,5 – 2 см).
- Раскрашивание мелких деталей рисунка (2-3 см).
- Сбор деталей из пластмассового конструктора (мелкого).
Зрительная нагрузка №2
Второй этап лечения амблиопии с подключением ортоптики.
Острота зрения 0,4 и выше. Объекты меньше 2 см. форма объектов разнообразная, преимущественно объемная. Цвет объектов: красный, желтый, зеленый и их оттенки. Учитывается вид косоглазия. При сходящемся косоглазии проводятся упражнения на расслабление конвергенции и аккомодации. При расходящемся косоглазии – на усиление конвергенции и сопровождается направлением взора вниз на близкое расстояние.
Игры и упражнения при сходящемся косоглазии.
- Работа с калейдоскопами, игрушечной кино- и фотокамерой.
Цель: развивать дивергенцию, устойчивое внимание, речь.
Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.
- Игра «Тир».
Цель: развивать глазомер, дистантное восприятие, речь.
Материал: картонный диск с приклеенными картинками размером меньше 2 см, лазерная указка.
Руководство:
С расстояния 2-2,5 м (в дальнейшем расстояние увеличивается) ребенок должен указкой показать названный предмет.
- Сортировка геометрических фигур по форме, цвету.
Цель: развивать навыки зрительного соотнесения предметов по форме и цвету.
Материал: геометрические фигуры (2 см), фланелеграф.
- Выкладывание узора из цветных палочек.
Цель: развивать навыки пространственной ориентировки, закрепить цветоразличение, развивать комбинаторное мышление, конструктивный праксис, мелкую моторику рук, память.
Материал: цветные палочки, фланелеграф.
Продолжительность занятия 3 – 4 мин.
- Игра «Нанижи бусы».
Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать фиксацию взора.
Материал: бусы, счетные косточки, катушки, леска.
Руководство:
Дети нанизывают предметы на расстоянии вытянутой руки (взор вдаль).
Игры на воздухе.
- Игра «Птички и автомобили»
Цель: развивать дивергенцию, воспитывать внимание.
Материалы: нагрудные знаки птичек (дети со сход. косоглазием) и автомобилей.
- Игра «Найди свой цвет».
Цель: развивать дивергенцию, закреплять навыки цветоразличения, развитие внимания.
- Игра «Поезд»
Цель: развивать дивергенцию, пространственную ориентировку, слуховое внимание.
- Игра «Поймай бабочку (птичку)»
Цель: развивать дивергенцию, прослеживающую функцию глаза, глазомер, внимание.
Материал: палка длиной 1 – 1,5 м, на конце которой привязан шнур с картонной птичкой (бабочкой), длиной 15 см.
Руководство:
Педагог вращает палку с бабочкой над головами детей на такой высоте, чтобы они, подпрыгнув, могли поймать ее рукой. Подпрыгивают дети на обеих ногах и ловят обеими руками, не сходя с места.
Игры и упражнения при рассходящемся косоглазии.
- Работа с калейдоскопами, игрушечной кино- и фотокамерой.
Цель: развивать конвергенцию, устойчивое внимание, речь.
Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.
- Работа с мозаикой средних размеров.
Цель: развивать зрительное соотнесение предметов по цвету, навыки ориентировки в пространстве.
- Сортировка семян по цвету и по виду.
Цель: развивать зрительное соотнесение предметов по цвету, закрепить навыки цветоразличения.
Материал: семена фасоли, гороха, кукурузы и др., тарелочки.
- Сортировка геометрических фигур по форме и цвету.
Цель: развивать зрительное соотнесение предметов по форме и цвету, закрепить название геометрических фигур, навыки цветоразличения.
- Игра «Сплети коврик».
Материал: полоски шириной 0,5 см.
- Шнуровка (диаметр отверстий 0,5 см)
Игры на воздухе.
- Игра «Птички и автомобили»
Цель: развивать дивергенцию, воспитывать внимание.
Материалы: нагрудные знаки птичек (дети с расходящимся косоглазием) и автомобилей.
Руководство
«Птички» клюют зернышки - дети присаживаются и стучат пальчиком по коленям.
- Игра «Поймай рыбку»
Цель: развивать конвергенцию, прослеживающую функцию глаза, глазомер, внимание.
Материал: палка длиной 1 – 1,5 м, на конце которой привязан шнур с картонной рыбкой, длиной 20 см.
Руководство:
Педагог вращает палку по кругу вокруг себя, а дети должны ножкой наступить на рыбку (поймать ее).
- Игра «Забрось мяч».
Цель: развивать конвергенцию, зрительное, слуховое внимание, умение согласовывать свои действия с сигналом.
Материал: корзина, мячи среднего размера по количеству детей.
Руководство: Дети стоят вокруг корзины и по очереди бросают мяч.
- Игра «Что спрятано?»
Цель: развивать конвергенцию, зрительную память, внимание.
Руководство:
На землю, в центре круга, педагог кладет несколько игрушек и предлагает детям посмотреть и запомнить их. Дети отворачиваются, педагог прячет 1 – 2 игрушки и подает команду повернуться и угадать, каких игрушек не стало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.
О значении развития зрительно-моторной координации у ребенка-дошкольника для успешного обучения в школе. Практические рекомендации по этому вопросу....
Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения
В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...
Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.
консультация для родителей и воспитателей...
Консультация для родителей "Слуховые аппараты и их значение в жизни ребенка с нарушением слуха"
Дорогие коллеги, данная разработка может помочь студентам, получающим квалификацию воспитателей детей с нарушениями развития, чтобы иметь ориентир для построения беседы с родителями, отрицающими ношен...
Особенности оценки родителями уровня развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения
С первых месяцев жизни ребёнок осознаёт себя через отношения с другими людьми. Отношения между ребёнком и окружающим его социумом определяет развитие ребёнка. Семейные отношения иг...
Значение очков для ребенка с нарушением зрения
Значение очков для ребенка с нарушением зрения...
Игры и упражнения для развития зрительно-моторной координации ребенка с нарушениями зрения в домашних условиях.
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы детей с нарушениями зрения тесно связаны. А, как известно, двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе. Запаздывает в развитии ...