Консультация «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через игры с Блоками Дьенеша».
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через игры с Блоками Дьенеша».
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму).
Блоки Дьенеша
представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Игры – с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
Игровой альбом «Маленькие логики» разработан для детей 2-3-х лет и представлен играми, способствующими развитию предпосылок логического мышления. Логическое мышление, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту (5-7 лет). Поэтому, мы знакомим малышей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем. В процессе игр, представленных в альбоме, дети приобретают:
- представление о форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цвете (красный, желтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур;
- расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый, синий, большой, маленький; выражений: «все красные (синие, желтые)», «все большие (маленькие)», «все квадратные (круглые, прямоугольные, треугольные)», «все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый и красный», «такой же прямоугольный и синий» и др.
- умения группировки по одному признаку: форме; понимание смысла выражения «такой же по форме»;
- умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения «такой же по цвету и форме»;
- внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления;
- умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа).
Знакомство с логическими блоками Дьенеша
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
- Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
- Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
- Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
- Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
- Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
- Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
- Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня, экскаватор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом»
На протяжении многих лет я работаю воспитателем в группе детей раннего возраста. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называ...
"Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом"
Статья: "Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом" «Тема обобщенного педагогического опыта»Раннее детство – основа общего развития ребе...
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего...
Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом
Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в перв...
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"...
Дидактические игры и пособия для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста
Предложенные игры развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют обогащению сенсорного опыта детей (величина, форма, цвет)....
Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом
аннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первы...