Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.
статья
Предварительный просмотр:
- Курусь Екатерина Геннадьевна, Сабирова Светлана Александровна;
- Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников;
- Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 8 комбинированного вида";
- Россия, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий;
- Речь – важнейшая функция психики. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Песочная терапия может использоваться на любом этапе коррекции звукопроизношения. Песочная терапия позволяет ребенку создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Песочная терапия позволяет преодолеть сильные психологические защиты ребенка, создать более безопасное пространство для самораскрытия. Песочная терапия позволяет преодолеть сильные психологические защиты ребенка, создать более безопасное пространство для самораскрытия. Во время песочной терапии нужно быть осторожным с ребенком, не торопиться, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем «путешествии».
- Речь, задержка речевого развития, игра, мелкая моторика, песочная терапия, песок, песочница, психотравма.
- Ekaterina Gennadievna Kurus, Sabirova Svetlana Aleksandrovna
- Use sand therapy in the development of senior preschool children speech
- Autonomous Municipal Preschool educational institution kindergarten № 8 " combined form
- Russia, Kemerovo Oblast, the city of leninsk-kuznetsky
- It is the most important function of the psyche. The speech, to varying degrees, always affects the behaviour and activities of the child. Sandplay therapy can be used at any stage of correction of sound articulation. Sand therapy allows a child to create a world that provides a way for him to his innermost thoughts and feelings. Sand therapy allows to overcome the strong psychological protection of the child, creating a safe space for self-revelation. Sand therapy allows to overcome the strong psychological protection of the child, creating a safe space for self-revelation. During sand therapy need to be careful with your child, do not hurry up to be active as he progresses in his "journey".
- Speech, delayed speech development, game, fine motor skills, sand therapy, sand, Sandpit, a psychological trauma for the
7. ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах.
Коррекция фонетической стороны речи у старших дошкольников, имеет большое значение для овладения речью в целом и последующему школьному обучению в условиях школы. Игра - один из видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Песочная терапия, по сути, игра.
Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Песочная терапия может использоваться на любом этапе коррекции звукопроизношения. Совместная деятельность может проводится как в форме индивидуального занятия, так и в малой подгруппе из 2-3 человек. На подготовительном этапе могут быть включены задания с элементами конструктивной деятельности и изо - деятельности. Дети рисуют по точкам, по трафарету букву соответствующую изучаемому звуку на песке. Можно использовать игры, предложенные Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»: - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец, мизинчиками).
Цель таких заданий - развивать мелкую моторику, которая имеет тесную связь с развитием речи, а также разнообразить виды деятельности, что повысит интерес (мотивацию) детей к занятиям. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствуем развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Песочная терапия обеспечивает доступ детей к самому своему сокровенному «Ядру» чувств. Здесь ученик в образах представляет происходящее в его внутреннем и внешнем мире. Создавая то, о чем говорит внутренний голос, он привносит во внешнюю действительность отношения с самим собой и позволяет бессознательному быть видимым.
Дошкольники имеют большую потребность в игре, испытывают желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, его внутренние чувства, а затем перенести их во внешнюю действительность.
Нет никакого правильного, или неправильного способа играть в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования, и поэтому, соответствуют внутреннему миру создателя, поэтому так широко применяются в работе воспитателей.
Песочная терапия позволяет ребенку создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, обсуждать, фотографировать. Некоторые дети, должны вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы. Только тогда связанные с ним проблемы будут разрешены.
Песочная терапия позволяет придать травматическому опыту – видимую форму. Песочная терапия позволяет преодолеть сильные психологические защиты ребенка, создать более безопасное пространство для самораскрытия. Во время песочной терапии нужно быть осторожным с ребенком, не торопиться, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем «путешествии».
Игра является естественной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется иного рассказывать о песочной терапии. Достаточно предложить поиграть, используя песок и игрушки. Дети, обучающие в данном типе школы более конкретны в своем строительстве, чем взрослые. Они чаще создают из мокрого песка формы. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Важнее сам процесс игры и строительства.
Часто ребенок соединяет в своем процессе несколько стадий песочной терапии. Одновременно происходит строительство мира, переживание и реконструкции, терапия и самотерапия.
Игры с песком отражают склонность детей к циклической повторяемости изображений хаоса, борьбы и разрешения конфликта.
Так как ЭГО ребенка еще не достаточно сильно, нужна предельная осторожность при работе, большая необходимость психологически безопасного пространства. Для этого при работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.
Важным условием для песочной терапии является безопасная ситуация для воспитанника. Это отдельный кабинет, и полное отсутствие возможности вторжения кого-либо в кабинет во время занятия. Любое вторжение кого-либо, без желания ребенка, либо шумы за дверью, становятся помехой для данной работы. Ребенок воспринимает ситуацию небезопасной, активизируются защитные механизмы и сопротивление психики, которые не позволяют ему контактировать с необходимым внутренним психическим содержанием, а соответственно корректировать его.
Во время строительства песочной картины педагог никак не вмешивается, соблюдает тишину, и внимательно следит за происходящим, стараясь поймать свои ощущения и чувства, которые рождаются при наблюдении за работой ребенка. В тишине есть возможность подстроиться к состоянию ребенка, и то, что не сможет рассказать потом ребенок – воспитатель может почувствовать, рассматривая песочную картину. Хорошо рефлексирующий педагог получает из подстройки достаточно много информации и понимания - куда в работе двигаться дальше. Этому моменту психоаналитики отводят большое значение.
После завершения строительства песочной картины ребенок знакомит воспитателя с тем, чем считает нужным. Педагог исследует картину, проясняет ее содержание. Исследуется топография песочницы, символы, реакции ребенка, реакции воспитателя, наличие воды, каналов, рек, холмов и ям. Один из вариантов следующего этапа – это рассказывание сюжета воспитанником, или провоцирование его на придумывание сюжета. Ребенку, данного типа школы, дается возможность как-то по взаимодействовать со своей песочницей по его желанию. При «провале» ребенка в психотравму, и появлении аффекта – педагог смягчает ситуацию ребенка, оказывает поддержку и переводит на ресурсные содержания, чтобы добавить позитивной энергии, что в дальнейшем позволит контактировать ребенку с этим негативным переживанием и позволит справиться с ним на последующих сессиях.
В случае, когда ребенок «затоплен» психотравматическим содержанием и есть опасность, что глубокая работа может вызвать ухудшения состояния ребенка, то на этапе исследования песочной картины – можно остановиться. Ребенку и так удалось по контактировать с внутренним содержанием психики, выстроив символическую песочную картину, а значит этот материал уже вынесен вовне, и его стрессогенность смягчается, а тревога у ребенка снижается.
В конце работы, ребенок покидает кабинет, где проходило занятие, оставляя свою песочную картину неразобранной. Педагог фотографирует картину для дальнейшего анализа и разбирает песочницу. Важное условие: разбор песочницы ребенок не должен видеть, и приходя на занятие в следующий раз, он не должен застать в песочнице построек других детей. Поэтому приходится делать разбор песочниц после каждого ребенка, при этом игрушки надо успеть разложить по категориям. Особенно трудно приходится воспитателю, когда ребенок отрабатывает на сессии этап хаоса. Так как при этом он сметает все игрушки с полок, из контейнеров, сваливает все в песочницу, да еще может залить водой, перемешивая это все. Времени на разбор такой песочницы уходит гораздо больше. Для облегчения работы после такого занятия необходимо иметь различные приспособления как то: большое сито для отделения мелких игрушек от сухого песка, тонкую щетку, или кисточку для сметания песка с игрушек, столов и краев песочницы.
Используемый песок может быть любым из возможных (серый, желтый, белый…. Перед началом использования песок промывают, прокаливают (или покупают уже готовый в магазине). Периодически песок и ящики просушивают и кварцуют кварцевой лампой.
Песочную терапию эффективно сочетают и с другими психотерапевтическими техниками: сказкотерапия, арт-терапия, психодрама и пр.
Как альтернативу песочнице, можно использовать, при необходимости, строительство миров на коврике. Однако при многих моментах терапии песок остается незаменимым: возможность «контейнирования», закапывания, глубокого контактирования с природным материалом, придания ему необходимой вязкости. Все это во многих случаях бывает более необходимо, особенно с детьми, у которых слабое ЭГО, которые не могут работать с образами.
Итог использования элементов песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников:
- повышается мотивация к логопедическим занятиям;- коррекционная работа проходит в естественной деятельности для дошкольника - игре;
- позволяет решать комплексно задачи: развитие речи, ВПФ, коммуникации, психомоторики, оптико-пространственных представлений, стабилизация эмоционального фона.
8. Литература и источники
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Техника песочной терапии. — СПб, Речь, 2006.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапиии СПб, Речь, 2004.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
4. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Песочная терапия для детей. Спб, Творческий центр, 2008.
9. Курусь Екатерина Геннадьевна – воспитатель коррекционной группы, Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 8 комбинированного вида", Россия, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, логопедия, Ekaterina_kurus09@mail.ru; Сабирова Светлана Александровна - воспитатель коррекционной группы, Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 8 комбинированного вида", Россия, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, sabirova.svetlana81@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...
Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквей...
Использование песочной терапии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...
Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...
Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников
Автор: Поспелова Ирина Геннадьевна, воспитатель ГБДОУ Детский сад № 2 общеразвивающего вида, Кронштадтский район Санкт-Петербурга.Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, бо...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....