Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека. Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»
материал на тему
- создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 733.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Мастер-класс для родителей
«Домашняя игротека.
Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»
Подготовила:
учитель-логопед
Мустафина Фирюза Шагидулловна
2016г.
Цель:
- создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.
Задачи:
- расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель-логопед;
- актуализировать знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;
- познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
- научить изготовлять звуковые дорожки, заготовки для игр.
Участники мастер-класса: учитель-логопед, родители (законные представители) воспитанников, посещающих логопедическую группу.
Вступительное слово.
Уважаемые родители! Когда позади остался трудный этап постановки звука, когда почувствовали вкус первых побед, на очереди – этап автоматизации этих звуков сначала в слогах, затем в словах и в речи. Успех этой работы зависит от активной позиции родителей, от правильно организованной совместной деятельности логопеда , воспитателей и родителей. Нередко можно слышать жалобы на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело.
Как сделать работу по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка? Как увлечь , удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал?
В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:
• во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;
• во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;
• в-третьих, ребенка нужно заинтересовать, если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».
Выход из данной ситуации прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими рукам. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями. Поэтому я предлагаю вам принять участие в мастер-классе, целью которого является обучение изготовлению игр, игровых пособий и тренажеров для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах с помощью подручных средств в сочетании с ИКТ. Эти игры . как правило, многофункциональны и решают и другие задачи по обогащению и активизации словаря, формированию грамматических категорий.
Вы сможете на практике поупражняться в проведении этих игр .
- Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?»
Обобщаем ответы родителей:
- В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра.
Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дид. упражнения, которые помогут вам дома проводить занятия с детьми.
Игровые методы позволяют решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с участием пальцев рук, с развитием мелкой моторики.
Практическая часть
- Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку некоторых настольных игр и пособий, которые в игровой форме позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику. Мы поупражняемся вместе с вами в применении игровых приемов, выполним заготовки некоторых пособий, которые вы закончите дома с помощью ИКТ, надеюсь, что все вы активные интернет –пользователи.
1. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей рекомендую использовать :
• Упражнения “Игра на пианино”. «Клавиатуру» пианино можно начертить на картоне, на потолочной плитке и т.п. Ребенок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз:
РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
- Тренажер «Дорожка с кнопочками». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» ( пуговичку,кружок, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов. Сделать это пособие можно легко из подручного материала – старых поясков, ремешков, галстуков. Достаточно отрезать нужную длину (40 – 50 см) нашить пуговицы или наклеить предметы- 5-10.
- Шнурочки , на которые нанизываются крупные бусины, крышечки или просто завязываются узелки во время произношения.
- Ленточки, тесемочки – ребенок наматывает на пальчик , при этом проговаривает слоги.
Изготовление родителями любого варианта, обыгрывание.
2. Игры для автоматизации звуков в словах. Цель этих игр – выделение слов на заданный
звук, произношение слов в сочетании с действиями мелкой моторики рук.
• “Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях. Закрепление пространственных положений – рядом, слева, справа, м
- «Собери бусы». Для этой игры нужны картинки круглой формы с двумя отверстиями. Ребенок продевает шнурок в эти отверстия, нанизывая выбранную картинку, при этом четко проговаривая слово. Можно отрабатывать и дифференциацию звуков, нанизывая бусы на 2 шнурка.
- «Солнышко». Для прикрепления картинок на лучики солнышка понадобятся
прищепки. Выбрав картинку, ребенок прикрепляет ее к сектору солнышка, четко проговаривая слово. Можно отрабатывать и дифференциацию звуков, используя
2-3 «Солнышка»
- «Собери ромашку». Для прикрепления картинок на лепестки ромашки понадобятся крупные объемные канцелярские скрепки. Можно наряду с автоматизацией отрабатывать дифференциацию звуков по мягкости- твердости.
- Игры- бродилки. Ребенок проводит пальчиком по извилистому маршруту в соответствии с правилами игры, при этом четко называя картинки.
- «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора. Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук. Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
- «Звуковое лото». Понадобится карточки, разделенные на 6-9 квадратов-игровое поле. На каждой карточке буквой обозначен звук, на который участник выбирает картинки и кладет в пустые квадраты, заполняя игровое поле. Картинки выбираются на слух, их достает и называет ведущий.
Сегодня мы выполни заготовки для игр «Солнышко» и «Ромашка».
Для этого понадобятся: картон, бумага- самоклейка, шаблоны лепестков, секторов, циркуль, линейка, ножницы.
Картинки для игры вы сделаете дома, т.к. понабится интернет-ресурс,. Сначала вы подбираете картинки на нужный звук, желательно, чтобы он был в начале, затем нужно распечатать на цветном принтере и заламинировать. Они будут эстетичны и практичны в использовании.
Я надеюсь, что эти рекомендации были полезны и предлагаю вам активно включиться в работу по их изготовлению, чтобы потом оптимизировать сложный процесс автоматизации звуков и коррекции звукопроизношения.
Итоги работы.
В течение месяца родители изготавливали игры, затем провели презентацию своих игр, обменялись опытом, обыграли их с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков. Домашняя игротека.»
Как сделать работу по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка? Как увлечь , удивить его, в...
Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».
Данный мастер- класс можно провести с родителями, познакомив их с приёмами работы со сказкой....
Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений:«Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками».
Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений:«Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками»....
Мастер – класс «Полёт в город Здоровьесбережения и нетрадиционного игрового оборудования»
Данный мастер - класс для воспитателей является обобщением опыта работы по самообразованию по теме "Использование нетрадиционного игрового оборудования для детей по сохранению и укреплению ...
Мастер-класс «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников с детьми в индивидуальной работе»
Ссылка на Презентацию моего опыта работы с детьми ТНР.Представлены игры и пособия которые используются в работе учителя-логопеда.Цель: помочь детям с речевыми нарушениями овладеть самостоятельно...
Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».
Цель: познакомить родителей с нетрадиционными приемами работы со сказкойЗадачи:- Развивать у родителей умение с помощью схем, рисованного сюжета, сочинять сказку из жизненной и...