Конспект занятия "Обучение грамоте в ДОУ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то,насколько благополучно он будет проходить,во многом зависит от вас,вашего терпения,доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе " Обучение грамоте в ДОУ" | 938.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад № 67 «Крепыш»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
в старшей группе
по теме: «Обучение грамоте»
Выполнила воспитатель:
Комарницкая Виктория Николаевна
Нижний Новгород
2018
Тема занятия: «Цветик-Семицветик»
Цель: учить детей дифференциации в словах звуков (согласные и гласные).
Программа: «Радуга» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.
Возраст: старшая группа.
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Формировать умение делить слова на слоги.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом, карточки с рисунками. (См. Приложение 1)
Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие); карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения. (См. Приложение 2)
Организация детей: в кругу, за столами.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; звуковой анализ слов.
Структура занятия
1. Организационный момент.
1 задание «Отгадай загадку и опиши».
2. Работа по теме занятия – 2 задание «Составь предложение по картине»; 3 задание – «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».
3. Физкультминутка – 5 задание «Найди звук».
6 задание – «Игра «Звуковые домики»».
7 задание – «Подели слова на слоги и определи их количество».
4. Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
(Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает)
Воспитатель. «Дорогие ребята, вы должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями-загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы хорошо занимаетесь в детском саду. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда.
У вас еще есть достаточно времени до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! (Мудрая Сова)
Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания?
Дети. Да!
Воспитатель. Давайте покажем Мудрой Сове, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до перехода в подготовительную к школе группу, чтобы и воспитатели, и родители могли нами гордиться.
Итак, какой лепесток откроем первым, Имя ребёнка?
(Ответы детей)
2. Работа по теме занятия
1. Задание «Отгадай загадку и опиши».
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня …
Дети. Весна!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?
Дети: Теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.
2. Задание «Составь предложение по картине»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна»).
Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.
На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений:
1. Наступила долгожданная весна.
2. Дети пошли гулять в парк.
(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.
Воспитатель: Какой лепесток с заданием будем открывать?
3. Задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».
Воспитатель: Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц ….
Дети: Март!
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.
-Какие звуки обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
-Сколько звуков в слове «МАРТ»?
-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ».
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку
4. Физкультминутка.
«По малину…»
Мишутка предлагает нас пойти в лес за малиной.
По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем.
Плясовую заведем, заведем, заведем.
Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание:
4 задание. «Игра Звуковые домики».
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки). Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание.
5 задание. «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.
Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Воспитатель. Молодцы. Все верно.
6 задание. «Где прячется звук?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
- Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Дети. Подснежник.
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н]?
Дети. В середине слова.
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
Дети. Ручеек.
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
-Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы.
(Скворечник)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?
Дети. В начале слова.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?
Дети. В конце слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
Дети делятся своими впечатлениями.
Список литературы
- Гадасина, Л. Я. Звуки на все руки: 50 логопедических игр / Л. Я. Гадасина, О. Г. Ивановская. СПб., 2013.
- Журова, Л. Е. Обучение грамоте в детском саду / Л. Е. Журова. М., 1998.
- Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнени-ях: попул. пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. Ярославль, 1998.
- Максаков, А. И. Учите играя: игры и упражнения со звучащим словом / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. М., 1993.
- Максимук, Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н. Н. Максимук. М., 2014.
- Синицына, Е. Умные слова / Е. Синицына. М., 1999.
- Старжинская, Н. С. Обучение грамоте в детском саду / Н. С. Старжинская. Мн., 2011.
- Ткаченко, Т. А. Занимательные символы: двенадцать развивающих игр / Т. А. Ткаченко, Д. Д. Ткаченко. М, 2012.
- Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. М., 2012.
Приложения
Приложение 1
Демонстрационный материал
Приложение 2
Раздаточный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина со сказочными героями разработка конспекта по грамоте
Конспект занятия по грамоте.Тема: «Викторина со сказочным героем».I. Цели и задачи.1. Развивать фонематический слух детей, умение проявлять внимание к своей речи.2....
Конспект по грамоте непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе дня детей с ОНР «Королева знаний»
Знакомство детей со звуком "р".Путешествие детей по стране ГРАМОТА с приключениями....
Конспект по грамоте
Обучение детей слоговому чтению, закрепление навыка звуко-буквенного анализа...
Конспект НОД Грамота и ориентировка в пространстве "Крылатый, мохнатый да масляный"
Звуковой анализ слова и ориентировка в помещении по плану....
Конспект обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеТЕМА: «Цветик- Семицветик»Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и...
Конспект по грамоте старшая группа "Слово. Звук"
Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам. Задачи:познакомить детей с линейностью ...
Конспекты "Обучение грамоте"
Конспекты...