Интеграция образовательных областей
статья (старшая группа) на тему
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-integratsiya_obrazovatelnyh_oblastey.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Так, содержание Программы, а значит и деятельность в рамках программы, должны охватывать: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Содержание образовательной области "Речевое развитие" предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении.
Интеграция данных образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. При этом нельзя забывать, что принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОО (требование ФГОС дошкольного образования). Ведь именно в дошкольном периоде начинается процесс социализации, ребенок начинает знакомиться с миром людей, природным миром, приобщается к культуре, к общечеловеческим ценностям – это время первоначального становления личности. Поэтому важно не в максимально ускоренное время развить ребенка, а прежде всего создать условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность, именно принцип интеграции образовательных областей становиться основополагающим в современном дошкольном образовании.
Интеграция позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
Воспитателем должно интегрироваться не только образовательные области, но и такие понятия:
1) интеграция информации, которое представлено в образовательной программе,
2) интеграция способов познания (представления и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах по каждой образовательной области),
3) человек во взаимодействиях с миром,
4) человек и культура.
5) объективные явления, процессы, предметы окружающего мира; виды человеческой деятельности, образы эмоции, профессии; виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.
Интеграция позволяет объединить традиционные области (здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество) и нетрадиционные, что позволяет образованию быть небольшим по объему но емким. Например, «Художественное творчество» включает в себя традиционные виды продуктивной деятельности и нетрадиционные: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование.
Сущность интегративного подхода заключается в соединении разных областей на равноправной основе, что позволяет им дополнять друг друга. Нельзя забывать, что в педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.
Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, и поэтому дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Интеграция позволяет воспитателю на одном занятии решать несколько задач из различных областей программы. В этом воспитателю могут помочь такие методы: сюрпризный, рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, сравнительный анализ, эвристическая деятельность, разнообразные речевые игры, путешествия, познавательные экскурсии и т. д. Но главное это проявление творческой активности педагога, ведь это является одним из важных условий для реализации интеграции и развития детских способностей
Специфика образовательной деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Что же такое интеграция в рамках ДОО? Интеграция – это состояние связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.
Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Например, область «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только развитие речи, а в большей степени развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, развитие связной речи, грамматического строя являются средствами развития навыков общения.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:
- формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире;
- формирование обобщенных представлений, знаний и умений, повышение эффективности воспитания и развития детей, побуждение их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
- интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Важно заметить, что при планировании и проведении образовательной деятельности воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:
- сюрпризный, игровой моменты,
- рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
- сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
- разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что даже выбор определенной темы для занятия или мероприятия предполагает также интеграцию. Например, тема «Мамин день» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник или досуг.
В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам. В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)
«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...