Автоматизация звуков. Как сделать повторение речевого материала занимательным.
консультация на тему

Желтышева Наталья Николаевна

Рекомендации родителям по автоматизации поставленных звуков в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Желтышева Н.Н. учитель-логопед

МКДОУ «Солнышко»

КОНУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

КАК СДЕЛАТЬ ПОВТОРЕНИЕ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ.

Задача логопеда состоит в том, чтобы научить ребенка произносить звук в слогах, в словах, в предложениях, а родители должны закреплять это умение, путем многократного проговаривания речевого материала:  слогов, слов, фраз, чистоговорок, предложений. Этот этап закрепления звука может растянуться на длительное время, А  простое повторение слогов или слов может быть  для ребенка  скучным. Чтобы  такие занятия были  более интересными, привлекательными, нужно предложить ребенку поиграть. Вот несколько примеров игр, которые помогут обыграть речевой материал и будут способствовать автоматизации поставленных звуков, а также развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, быстроту реакции.

Игры:

1. При автоматизации звуков в слогах игра «Шаг вперед»

Ребенок с мамой встают в противоположных концах комнаты, на середину можно положить какой - то привлекательный для ребенка предмет. Мама произносит слоговую цепочку и делает шаг, ребенок повторяет, если без ошибок, то тоже делает шаг, кто вперед до него доберется мама или ребенок.  (ла-ло-лу-лы, ло-лу-лы-ла, лу-лы-ла-ло и т.д.)

Вариант игра «Топай – хлопай» Мама  произносит слоговую цепочку, а ребенок должен в точности повторить слоги, но при этом топать и наоборот, если мама топала, то ребенок должен прохлопать.

 

2. При автоматизации звука в словах  «Цап, или убери палец». Мама держит руку горизонтально, а ребенок подставляет палец, договариваемся о запретном слове-ловушке, например акула, все слова ребенок повторяет, как услышит слово акула, должен отдернуть палец, а то мама его поймает. (юла, дупло, мыло, акула, голубь, лыжи, акула)

Вариант такой же игры «Цап – хлоп». Мама кладет свою руку на столе ладонью вверх. Ребенок опускает свою руку сверху. Мама говорит слова, ребенок повторяет, если услышит запретное слово например, робот должен отдернуть руку, а то мама прихлопнет.

(рыба, рот, робот, работа, радуга, радость, рыбак, робот)

3. Игра «Съедобное – несъедобное» ( можно играть с мячом или без мяча)

Ребенок повторяет за мамой слова, только те, которые съедобны и ловит мяч.

(Горох, баран, барабан, пирог, карандаш, макароны, торт и т.д.

Слива, самокат, сок, салат, снег, сахар, самосвал, сыр, солнце и т.д.)

Варианты подобной игры «Повторяй или топай» Повторять за мамой только те слова, которые относятся к зиме (санки, снег, самокат, снеговик, сандалии, снежинка)

Повторять только то, что может быть желтым (солнце, снег, слива, самосвал, сарафан, слон, сок) Повторять, если у того, чье название произносишь, есть хвост (лодка, ласточка, слон, лыжи,  голубь, акула, одеяло).

Повторяй только те слова, в которых есть изучаемый звук, например, звук  Ж (пижама, ежик, кошка, одежда, уши, ужин, лыжи, флажок, мыши).

 4. «Скажи наоборот» можно играть как с мячом, так и без мяча. Мама произносит пару слов и бросает мяч, а ребенок должен повторить их в обратном порядке и бросить мяч маме. (забор – базар, розы, грозы, крыса, крыша, рот – крот)

5. Игра «Прыгни» Ребенку говорим : Повторяй слова, как услышишь слово прыгни подпрыгивай. (дыра, нора, баранка, прыгни, пирог, горох, прыгни, пирамида)

6. Игра «Не одно и тоже» Повторять за мамой пары слов, только если эти слова обозначают одно и тоже, если нет – топнуть.  (рубаха – рубашка, дорога – дорожка, ведро – гормошка, кедры – кедр, тигры – тигр, бобры – тигр)

7. Игра «Зеркало» или можно назвать по-другому «Обезьянка», «Повторялки» закрепление звук в чистоговорках или предложениях.

Повторить за мамой чистоговорку и  движение, которое она выполнит, следить за ориентировкой, соблюдать лево-право (ло-ло-ло – на улице тепло, лу-лу-лу – шкаф стоит в углу).

Возможно, вы сами пофантазируете, и сможете придумать подобные игры  упражнения (особенно соревновательного характера), чтобы сделать занятия дома интересными для ребенка.

Литература:

1. Крылова Т.   Учимся говорить правильно. М: «Олма-пресс» 2003

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Спб. 2001

3. Репина З.А. Буйко В.И. Уроки логопедии. Екат.1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения».

Опыт работы по использованию интерактивных игр и игровых приемов на этапе автоматизации поставленных звуков....

«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....

"Картотека заданий на автоматизацию звуков [в] - [вь] на речевом материале различной степени сложности"

В предложенной картотеке подобраны задания для закрепления правильного произношения поставленных звуков [в] и [вь] в слогах, словах и предложениях. В каждой карточке упражнения подобраны от простого к...

Игры для автоматизации звука (ль) Составлены с использованием материала «Конструктор 2» портала Мерсибо

Задачи работы с карточками:- автоматизация звука;- активизация и уточнение словаря;- стимуляция речевой активности;- коррекция лексико-грамматического строя речи;- развитие пространственной ориентиров...

Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Автоматизация звука Ш (готовый дидактический - речевой материал)

Представлены материалы - картинки и речевой матерал для автоматизации звука Ш в игровой форме, с учётом позиции звука в слове и речевых возможностей ребёнка. может быть использован учителями - логопед...

Автоматизация звука Л- упражнения и речевой материал

Автоматизация звука Л- упражнения и речевой материал...