"Картотека заданий на автоматизацию звуков [в] - [вь] на речевом материале различной степени сложности"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Забелина Наталья Михайловна

В предложенной картотеке подобраны задания для закрепления правильного произношения поставленных звуков [в] и [вь] в слогах, словах и предложениях. В каждой карточке упражнения подобраны от простого к сложному: от простого повторения слогов и слов к словоизменению, словообразованию, согласованию, употреблению в предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№1 Звук В

  1. Проговаривать слоги: ва-ва-ва, ва-ва-ва (медленно и длительно произнося В).
  2. Слова: вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: вагон, ваза, варежка.
  4. Запомни и повтори ряд слов: вафли-вата-варка.
  5. Проговаривать предложения: Это Ваня и Вася. Валя купит вату. Ваня уронил вафли. Ваня несет вазу.

№2 Звук В

  1. Проговаривать слоги: вы-вы-вы, во-во-во, ву-ву-ву.
  2. Слова: вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла, вуз, вуаль, вулкан.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: выдра, воз, вулкан.
  4. Запомни и повтори ряд слов: высота-вода-вуаль.
  5. Проговаривать предложения: Вот Вова и Вася. У Вовы намокли варежки. Возле выгона выл волк. Вася идет к воде.

№3 Звук В

  1.  Проговаривать слоги:  ва-во-ву, вы-во-ва, ву-ва-вы.
  2. Слова: Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: диван, завод, голова.
  4. Запомни и повтори ряд слов: слива-корова-оковы.
  5. Проговаривать предложения: Сова пьет воду. Сова сидела на возу. У коровы большая голова. Валя ест сливы. Вова идет на завод.  У Ивана старый диван. Под ивой растет трава.

№4 Звук В

  1. Проговаривать слоги:  впа, вка, вку, вну, тва, твы, зва, зву, вла, вло, вра, вру, вкла, вклю.
  2. Слова: впадать, вкус, вкусно, внук, внучка, листва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы, звать, звание, звук, звуковой, звучание, звучно, влага, власть, вложение, врать, враг, врач, враль, врун, врут, вклад, вкладыш, включение.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: внук, звонок, врач.
  4. Запомни и повтори ряд слов: квакать-звать-вложить.
  5. Проговаривать предложения: Впереди стаи летел вожак.  Вдруг раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Врач дает клятву. Внизу лежит бритва.

№5 Звук В

  1. Повтори чистоговорки: ва - вы - ва — вот высокая трава, вы - ва - вы — даже выше головы.
  2. Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ): внук – мой внук, ботва – моя ботва, вклад - … , власть - … , вложение - … , враг - … , звание -  …, листва - …, плотва - … , вкус - … .
  3. Повтори пословицы: Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться — в лес не ходить. Много воды — много травы.
  4. Придумай предложение по опорным словам: Иван, крапива.

№6 Звук В

  1. Угадай загадки: В тихую погоду Нет нас нигде. Ветер подует — Бежим по воде. (Волны) Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василек) Кто зимой холодной Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
  2. Выучи стихотворение: Весенний воздух свеж и чист. Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут, звеня.
  3. Игра «Назови ласково»: Ваза — (вазочка), вода — (водичка), вагон — (вагончик), ива — (ивушка), голова — (…), трава — (…), кровать — (…).

№7 Звук В

  1.  Игра «Подскажи словечко». Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения: Грязнулю всегда выручает... (вода). Чик-чирик, не робей! Я бывалый... (воробей). Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Это... (ворона).
  2. Игра «Назови ласково»: слива — (сливка), завод — (заводик), диван — (диванчик), воротник — (…), трамвай — (…), корова – (…), врун – (…).
  3. Игра «Жадина наоборот» (согласование существительных с местоимениями ТВОЙ, ТВОЯ, ТВОЕ): врач – твой врач, внучка – твоя внучка, свобода – (…), свадьба – (…), звонок – (…), клятва – (…).
  4. Составь предложение из слов: Девочка, на, села, диван. Растет, воды, у, ива.

№8 Звук В

  1. Перескажи рассказ. Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его: Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.
  2. Игра «Что неправильно?» (ребенок должен исправить предложение, произнести целиком): Плотва поймала Васю. Ковры чистят Ивана.
  3. Игра «Подбери и назови»: назвать 5 слов, начинающихся со звука В.

№1 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: ви-ви-ви, вя-вя-вя, ве-ве-ве, вю-вю-вю, вё-вё-вё (медленно и длительно произнося мягкий звук Вь).
  2. Слова. Звук в начале слова: Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: веник, весло, витязь.
  4. Запомни и повтори: Витя-верста-веселье.
  5. Проговаривать предложения: Ветер качает ветку. Вика умеет вязать. Витя несёт вёдра. Вера стирает занавески. Веня видел вербу.

№2 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: вe - вю - ви, вё - ве - ви, вё - вю - вя, вю - вя - ви.
  2. Слова. Звук в середине слова: Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: новинка, занавеска, ковер.
  4. Проговаривать предложения: Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Веня в классе новичок. Новичок увидел весь класс. Мы повесили занавески.  

№3 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя.
  2. Слова: Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: связка, вмятина, свистулька.
  4. Проговаривать предложения: Внизу видна вся деревня. Внизу свистит свирель. Птицы свили на дереве гнездо. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

№4 Звук Вь

  1. Отгадай загадки: Хохотун Егорка Взялся за уборку. В пляс по комнате пошёл, Оглянулся — чистый пол. (Веник) Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер) Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
  2. Запомни и повтори: ловить-завить-ставить.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: вишенка, овечка, свинка.
  4. Выучи стихотворение: Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал. Дул он долго, зло ворчал И деревья всё качал.

№5 Звук Вь

  1. Игра «Назови ласково»: Ветка – (веточка), верба – (вербочка), вишня – (…), Витя – (…), Вера – (…), ковер – (…), зверь – (…), дверь – (…), ветер – (…), свеча – (…).
  2. Запомни и повтори: вечерний-веселый-видный.
  3. Игра «Чьи это вещи?» (Согласование существительных с прилагательными, повторить все словосочетание полностью ): У Вити много вещей. Чьи это вещи? Весло – (витино весло), отвертка – (…), ведро – (…), свисток – (…), ковер – (…).
  4. Придумай предложение по опорным словам: Ветер, деревья. Витя, ведра. Вера, вязать.

№6 Звук Вь.

  1. Игра «Подскажи словечко» (Взрослый читает стихотворения, ребенок добавляет пропущенные в конце слова): Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полёт Наш российский... (вертолёт). Перед домом на Садовой Сели мы в троллейбус новый. Из открытого окна Вся Садовая... (видна).
  2. Игра «Чьи это вещи?» (Согласование существительных с прилагательными, повторить все словосочетание целиком): У Веры много вещей. Чьи это вещи? Веер – (верин), занавеска – (…), повидло – (…), веник – (…), веточка – (…).
  3. Отхлопай слово по слогам, проговаривая слоги: весело, видно, ветренно.
  4. Придумай предложения по опорным словам: Велосипед, Вика. Повидло, Вера. Веня, вертолет.

№7 Звук Вь

  1. Игра «Измени слово по образцу»: пишу – пиши, иду – иди, зову – (…), давлю – (…), ловлю – (…), назову – (…).
  2. Игра «Подбери подходящее слово» (Взрослый называет прилагательное, а ребенок должен подобрать подходящее к нему существительное и повторить все словосочетание целиком): вязаные (…), весенняя (…), новенький (…), вечерний (…), веселая (…), вишневое (…), овечье  (...).
  3. Отхлопай по слогам слова, проговаривая слоги: ветка, завязки, невеста, весы.
  4. Составь предложение из слов: У, веснушки, Веры, есть.

№8 Звук Вь

  1. Игра «Назови ласково»: винт - …, венок - …, ведро -…, завиток - …, свинья - …, свисток - … .
  2. Игра «Что неправильно?» (ребенок должен исправить предложение, произнести целиком): Велосипед едет на Вите. Свитер вяжет Вику.
  3. Перескажи рассказ. Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его: У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.


Предварительный просмотр:

№1 Звук В

  1. Проговаривать слоги: ва-ва-ва, ва-ва-ва (медленно и длительно произнося В).
  2. Слова: вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: вагон, ваза, варежка.
  4. Запомни и повтори ряд слов: вафли-вата-варка.
  5. Проговаривать предложения: Это Ваня и Вася. Валя купит вату. Ваня уронил вафли. Ваня несет вазу.

№2 Звук В

  1. Проговаривать слоги: вы-вы-вы, во-во-во, ву-ву-ву.
  2. Слова: вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла, вуз, вуаль, вулкан.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: выдра, воз, вулкан.
  4. Запомни и повтори ряд слов: высота-вода-вуаль.
  5. Проговаривать предложения: Вот Вова и Вася. У Вовы намокли варежки. Возле выгона выл волк. Вася идет к воде.

№3 Звук В

  1.  Проговаривать слоги:  ва-во-ву, вы-во-ва, ву-ва-вы.
  2. Слова: Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: диван, завод, голова.
  4. Запомни и повтори ряд слов: слива-корова-оковы.
  5. Проговаривать предложения: Сова пьет воду. Сова сидела на возу. У коровы большая голова. Валя ест сливы. Вова идет на завод.  У Ивана старый диван. Под ивой растет трава.

№4 Звук В

  1. Проговаривать слоги:  впа, вка, вку, вну, тва, твы, зва, зву, вла, вло, вра, вру, вкла, вклю.
  2. Слова: впадать, вкус, вкусно, внук, внучка, листва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы, звать, звание, звук, звуковой, звучание, звучно, влага, власть, вложение, врать, враг, врач, враль, врун, врут, вклад, вкладыш, включение.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: внук, звонок, врач.
  4. Запомни и повтори ряд слов: квакать-звать-вложить.
  5. Проговаривать предложения: Впереди стаи летел вожак.  Вдруг раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Врач дает клятву. Внизу лежит бритва.

№5 Звук В

  1. Повтори чистоговорки: ва - вы - ва — вот высокая трава, вы - ва - вы — даже выше головы.
  2. Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ): внук – мой внук, ботва – моя ботва, вклад - … , власть - … , вложение - … , враг - … , звание -  …, листва - …, плотва - … , вкус - … .
  3. Повтори пословицы: Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться — в лес не ходить. Много воды — много травы.
  4. Придумай предложение по опорным словам: Иван, крапива.

№6 Звук В

  1. Угадай загадки: В тихую погоду Нет нас нигде. Ветер подует — Бежим по воде. (Волны) Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василек) Кто зимой холодной Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
  2. Выучи стихотворение: Весенний воздух свеж и чист. Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут, звеня.
  3. Игра «Назови ласково»: Ваза — (вазочка), вода — (водичка), вагон — (вагончик), ива — (ивушка), голова — (…), трава — (…), кровать — (…).

№7 Звук В

  1.  Игра «Подскажи словечко». Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения: Грязнулю всегда выручает... (вода). Чик-чирик, не робей! Я бывалый... (воробей). Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Это... (ворона).
  2. Игра «Назови ласково»: слива — (сливка), завод — (заводик), диван — (диванчик), воротник — (…), трамвай — (…), корова – (…), врун – (…).
  3. Игра «Жадина наоборот» (согласование существительных с местоимениями ТВОЙ, ТВОЯ, ТВОЕ): врач – твой врач, внучка – твоя внучка, свобода – (…), свадьба – (…), звонок – (…), клятва – (…).
  4. Составь предложение из слов: Девочка, на, села, диван. Растет, воды, у, ива.

№8 Звук В

  1. Перескажи рассказ. Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его: Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.
  2. Игра «Что неправильно?» (ребенок должен исправить предложение, произнести целиком): Плотва поймала Васю. Ковры чистят Ивана.
  3. Игра «Подбери и назови»: назвать 5 слов, начинающихся со звука В.

№1 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: ви-ви-ви, вя-вя-вя, ве-ве-ве, вю-вю-вю, вё-вё-вё (медленно и длительно произнося мягкий звук Вь).
  2. Слова. Звук в начале слова: Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: веник, весло, витязь.
  4. Запомни и повтори: Витя-верста-веселье.
  5. Проговаривать предложения: Ветер качает ветку. Вика умеет вязать. Витя несёт вёдра. Вера стирает занавески. Веня видел вербу.

№2 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: вe - вю - ви, вё - ве - ви, вё - вю - вя, вю - вя - ви.
  2. Слова. Звук в середине слова: Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: новинка, занавеска, ковер.
  4. Проговаривать предложения: Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Веня в классе новичок. Новичок увидел весь класс. Мы повесили занавески.  

№3 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя.
  2. Слова: Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: связка, вмятина, свистулька.
  4. Проговаривать предложения: Внизу видна вся деревня. Внизу свистит свирель. Птицы свили на дереве гнездо. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

№4 Звук Вь

  1. Отгадай загадки: Хохотун Егорка Взялся за уборку. В пляс по комнате пошёл, Оглянулся — чистый пол. (Веник) Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер) Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
  2. Запомни и повтори: ловить-завить-ставить.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: вишенка, овечка, свинка.
  4. Выучи стихотворение: Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал. Дул он долго, зло ворчал И деревья всё качал.

№5 Звук Вь

  1. Игра «Назови ласково»: Ветка – (веточка), верба – (вербочка), вишня – (…), Витя – (…), Вера – (…), ковер – (…), зверь – (…), дверь – (…), ветер – (…), свеча – (…).
  2. Запомни и повтори: вечерний-веселый-видный.
  3. Игра «Чьи это вещи?» (Согласование существительных с прилагательными, повторить все словосочетание полностью ): У Вити много вещей. Чьи это вещи? Весло – (витино весло), отвертка – (…), ведро – (…), свисток – (…), ковер – (…).
  4. Придумай предложение по опорным словам: Ветер, деревья. Витя, ведра. Вера, вязать.

№6 Звук Вь.

  1. Игра «Подскажи словечко» (Взрослый читает стихотворения, ребенок добавляет пропущенные в конце слова): Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полёт Наш российский... (вертолёт). Перед домом на Садовой Сели мы в троллейбус новый. Из открытого окна Вся Садовая... (видна).
  2. Игра «Чьи это вещи?» (Согласование существительных с прилагательными, повторить все словосочетание целиком): У Веры много вещей. Чьи это вещи? Веер – (верин), занавеска – (…), повидло – (…), веник – (…), веточка – (…).
  3. Отхлопай слово по слогам, проговаривая слоги: весело, видно, ветренно.
  4. Придумай предложения по опорным словам: Велосипед, Вика. Повидло, Вера. Веня, вертолет.

№7 Звук Вь

  1. Игра «Измени слово по образцу»: пишу – пиши, иду – иди, зову – (…), давлю – (…), ловлю – (…), назову – (…).
  2. Игра «Подбери подходящее слово» (Взрослый называет прилагательное, а ребенок должен подобрать подходящее к нему существительное и повторить все словосочетание целиком): вязаные (…), весенняя (…), новенький (…), вечерний (…), веселая (…), вишневое (…), овечье  (...).
  3. Отхлопай по слогам слова, проговаривая слоги: ветка, завязки, невеста, весы.
  4. Составь предложение из слов: У, веснушки, Веры, есть.

№8 Звук Вь

  1. Игра «Назови ласково»: винт - …, венок - …, ведро -…, завиток - …, свинья - …, свисток - … .
  2. Игра «Что неправильно?» (ребенок должен исправить предложение, произнести целиком): Велосипед едет на Вите. Свитер вяжет Вику.
  3. Перескажи рассказ. Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его: У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.


Предварительный просмотр:

№1 Звук В

  1. Проговаривать слоги: ва-ва-ва, ва-ва-ва (медленно и длительно произнося В).
  2. Слова: вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: вагон, ваза, варежка.
  4. Запомни и повтори ряд слов: вафли-вата-варка.
  5. Проговаривать предложения: Это Ваня и Вася. Валя купит вату. Ваня уронил вафли. Ваня несет вазу.

№2 Звук В

  1. Проговаривать слоги: вы-вы-вы, во-во-во, ву-ву-ву.
  2. Слова: вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла, вуз, вуаль, вулкан.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: выдра, воз, вулкан.
  4. Запомни и повтори ряд слов: высота-вода-вуаль.
  5. Проговаривать предложения: Вот Вова и Вася. У Вовы намокли варежки. Возле выгона выл волк. Вася идет к воде.

№3 Звук В

  1.  Проговаривать слоги:  ва-во-ву, вы-во-ва, ву-ва-вы.
  2. Слова: Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: диван, завод, голова.
  4. Запомни и повтори ряд слов: слива-корова-оковы.
  5. Проговаривать предложения: Сова пьет воду. Сова сидела на возу. У коровы большая голова. Валя ест сливы. Вова идет на завод.  У Ивана старый диван. Под ивой растет трава.

№4 Звук В

  1. Проговаривать слоги:  впа, вка, вку, вну, тва, твы, зва, зву, вла, вло, вра, вру, вкла, вклю.
  2. Слова: впадать, вкус, вкусно, внук, внучка, листва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы, звать, звание, звук, звуковой, звучание, звучно, влага, власть, вложение, врать, враг, врач, враль, врун, врут, вклад, вкладыш, включение.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: внук, звонок, врач.
  4. Запомни и повтори ряд слов: квакать-звать-вложить.
  5. Проговаривать предложения: Впереди стаи летел вожак.  Вдруг раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Врач дает клятву. Внизу лежит бритва.

№5 Звук В

  1. Повтори чистоговорки: ва - вы - ва — вот высокая трава, вы - ва - вы — даже выше головы.
  2. Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ): внук – мой внук, ботва – моя ботва, вклад - … , власть - … , вложение - … , враг - … , звание -  …, листва - …, плотва - … , вкус - … .
  3. Повтори пословицы: Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться — в лес не ходить. Много воды — много травы.
  4. Придумай предложение по опорным словам: Иван, крапива.

№6 Звук В

  1. Угадай загадки: В тихую погоду Нет нас нигде. Ветер подует — Бежим по воде. (Волны) Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василек) Кто зимой холодной Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
  2. Выучи стихотворение: Весенний воздух свеж и чист. Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут, звеня.
  3. Игра «Назови ласково»: Ваза — (вазочка), вода — (водичка), вагон — (вагончик), ива — (ивушка), голова — (…), трава — (…), кровать — (…).

№7 Звук В

  1.  Игра «Подскажи словечко». Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения: Грязнулю всегда выручает... (вода). Чик-чирик, не робей! Я бывалый... (воробей). Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Это... (ворона).
  2. Игра «Назови ласково»: слива — (сливка), завод — (заводик), диван — (диванчик), воротник — (…), трамвай — (…), корова – (…), врун – (…).
  3. Игра «Жадина наоборот» (согласование существительных с местоимениями ТВОЙ, ТВОЯ, ТВОЕ): врач – твой врач, внучка – твоя внучка, свобода – (…), свадьба – (…), звонок – (…), клятва – (…).
  4. Составь предложение из слов: Девочка, на, села, диван. Растет, воды, у, ива.

№8 Звук В

  1. Перескажи рассказ. Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его: Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.
  2. Игра «Что неправильно?» (ребенок должен исправить предложение, произнести целиком): Плотва поймала Васю. Ковры чистят Ивана.
  3. Игра «Подбери и назови»: назвать 5 слов, начинающихся со звука В.

№1 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: ви-ви-ви, вя-вя-вя, ве-ве-ве, вю-вю-вю, вё-вё-вё (медленно и длительно произнося мягкий звук Вь).
  2. Слова. Звук в начале слова: Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: веник, весло, витязь.
  4. Запомни и повтори: Витя-верста-веселье.
  5. Проговаривать предложения: Ветер качает ветку. Вика умеет вязать. Витя несёт вёдра. Вера стирает занавески. Веня видел вербу.

№2 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: вe - вю - ви, вё - ве - ви, вё - вю - вя, вю - вя - ви.
  2. Слова. Звук в середине слова: Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: новинка, занавеска, ковер.
  4. Проговаривать предложения: Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Веня в классе новичок. Новичок увидел весь класс. Мы повесили занавески.  

№3 Звук Вь

  1. Проговаривать слоги: Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя.
  2. Слова: Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: связка, вмятина, свистулька.
  4. Проговаривать предложения: Внизу видна вся деревня. Внизу свистит свирель. Птицы свили на дереве гнездо. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

№4 Звук Вь

  1. Отгадай загадки: Хохотун Егорка Взялся за уборку. В пляс по комнате пошёл, Оглянулся — чистый пол. (Веник) Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер) Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
  2. Запомни и повтори: ловить-завить-ставить.
  3. Игры «Много-нет», «1-2-5» со словами: вишенка, овечка, свинка.
  4. Выучи стихотворение: Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал. Дул он долго, зло ворчал И деревья всё качал.

№5 Звук Вь

  1. Игра «Назови ласково»: Ветка – (веточка), верба – (вербочка), вишня – (…), Витя – (…), Вера – (…), ковер – (…), зверь – (…), дверь – (…), ветер – (…), свеча – (…).
  2. Запомни и повтори: вечерний-веселый-видный.
  3. Игра «Чьи это вещи?» (Согласование существительных с прилагательными, повторить все словосочетание полностью ): У Вити много вещей. Чьи это вещи? Весло – (витино весло), отвертка – (…), ведро – (…), свисток – (…), ковер – (…).
  4. Придумай предложение по опорным словам: Ветер, деревья. Витя, ведра. Вера, вязать.

№6 Звук Вь.

  1. Игра «Подскажи словечко» (Взрослый читает стихотворения, ребенок добавляет пропущенные в конце слова): Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полёт Наш российский... (вертолёт). Перед домом на Садовой Сели мы в троллейбус новый. Из открытого окна Вся Садовая... (видна).
  2. Игра «Чьи это вещи?» (Согласование существительных с прилагательными, повторить все словосочетание целиком): У Веры много вещей. Чьи это вещи? Веер – (верин), занавеска – (…), повидло – (…), веник – (…), веточка – (…).
  3. Отхлопай слово по слогам, проговаривая слоги: весело, видно, ветренно.
  4. Придумай предложения по опорным словам: Велосипед, Вика. Повидло, Вера. Веня, вертолет.

№7 Звук Вь

  1. Игра «Измени слово по образцу»: пишу – пиши, иду – иди, зову – (…), давлю – (…), ловлю – (…), назову – (…).
  2. Игра «Подбери подходящее слово» (Взрослый называет прилагательное, а ребенок должен подобрать подходящее к нему существительное и повторить все словосочетание целиком): вязаные (…), весенняя (…), новенький (…), вечерний (…), веселая (…), вишневое (…), овечье  (...).
  3. Отхлопай по слогам слова, проговаривая слоги: ветка, завязки, невеста, весы.
  4. Составь предложение из слов: У, веснушки, Веры, есть.

№8 Звук Вь

  1. Игра «Назови ласково»: винт - …, венок - …, ведро -…, завиток - …, свинья - …, свисток - … .
  2. Игра «Что неправильно?» (ребенок должен исправить предложение, произнести целиком): Велосипед едет на Вите. Свитер вяжет Вику.
  3. Перескажи рассказ. Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его: У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий для автоматизации звука р

Материал будет полезен для воспитателей логогрупп и родителей детей-логопатов....

картотека заданий по автоматизации звуков

Картотека заданий по автоматизации различных звуков...

Картотека заданий по автоматизации звуков в речи детей "Говори правильно"

Пособие представляет собой систему карточек с заданиями по автоматизации звуков в речи детей. оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики....

"Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"

Османова Г. А., Перегудова Т. С.Изд. Каро, 2010 г."Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"Пособие представляет собой систему карточек...

Картотека заданий по автоматизации звука Р

Серия заданий на поэтапную автоматизацию звука...