«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
опыты и эксперименты по логопедии на тему

Маркина Елена Владимировна

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

(из опыта работы)

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста (Ф. Фрёбель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев). Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработанная система логопедических игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К. Школьник, Т.А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Введение в работу логопедического пункта обучающих игровых упражнений, с помощью которых нами решались сразу несколько коррекционных задач (автоматизация и дифференциация звуков, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, преодоление аграмматизмов, развитие связной речи, развитие психических процессов), особенно актуально. Игровые упражнения мы систематизировали по этапам автоматизации звука.

Этап закрепления звука в изолированном звучании:

- игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).

- «Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.

Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.

Этап автоматизации звука в слогах:

  • Произнесение слогов с каким-либо движением:

- «Слоговые дорожки» - ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или наживая пальчиком на рисунке;

- с движением пальцев рук («Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);

- с рисованием ломаных линий и спиралей;

- с раскладыванием палочек;

- с рисованием пальцем узоров в крупе;

- с движением рук, ног («Повтори, как я», «Строим дом», «Раз - шажок, два – шажок», «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).

  • Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
  • Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
  • Произнесение слогов с отстукиванием ритма («Молоточки», «Телеграфисты»).
  • Произнесение слогов       со сменой ритмического рисунка («Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).

     Этап автоматизации звука в словах:

- «Кнопочки» - ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);

- «Лабиринт» - ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту;

- «Сто ходов» - проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;

- «Бродилка» - ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;

- «Стрелочки» - ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета;

- «Гармошка» - ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;

- «Домино» - дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек, находя на них парные картинки;

- «Бусы» - на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком;

- «Что здесь спрятано?» - ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга;

- «Подбери одежду» - подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком;

- «Звуковая дорожка» - ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком;

- «Пирамидка» - проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки;

- «Счёты» - произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах;

- «Колокольчик»- проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика;

- «Стекляшки» - выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;

- «Песочные часы» - ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах;

- «Волшебный клубочек» - ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;

«Дорожка», «Узоры» - дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов;

- «Найди и назови» - найти на картинке названия предметов с определенным звуком;

- «Кубик» - произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком, какое число выпало на кубике.

       Этап автоматизации звука в предложении:

- «Подружи слова» - составить предложение с заданными словами (картинками);

- «Путаница» - составить предложение из перепутанных слов;

- «Исправь взрослого» - ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;

- «Так бывает или нет?» - исправить смысловую оболочку предложения;

- «Добавлялочки» - наращивание предметного ряда;

- «Спроси – ответь» - задать вопрос к любому слову предложения;

- «Волшебный клубок» - составление распространенного предложения;

- «Дополни предложение» - дополнить предложение недостающим словом;

- «Четвёртый лишний» - составление сложноподчиненных предложений;

- «Верю – не верю» - составление сложноподчиненных предложений;

         Этап автоматизации звука в связной речи:

  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
  • Заучивание стихов с помощью движений.
  • Пересказ с помощью мнемодорожек.
  • Пересказ от лица героя рассказа.
  • «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).

Результаты обследования ПМПК по выпуску детей из логопедического пункта позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:

  • ускорились сроки автоматизации звуков;
  • снизилась утомляемость;
  • повысилась эмоциональная заинтересованность ребёнка;
  • улучшились распределение и устойчивость внимания;
  • активизировалась мыслительная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Роль развивающих игр в работе по автоматизации и закреплению звуков у детей с речевыми нарушениями"

В основе статьи изучалось влияние развивающих игр на процесс автоматизации и закрепления звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями....

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с нарушениями речи

Предлагаемая методическая разработка поможет практикующим логопедам в повседневной работе - как в игровой форме проводить автоматизацию поставленных звуков у ребёнка дошкольного возраста....

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

Использование интонационных упражнений при автоматизации звуков у старших дошкольников с нарушением речи

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка, однако у дошкольников с речевой патологией  наряду с нарушением фонетико-фонематического восприятия, наблюдается нарушение целого ряда просодическ...

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»

В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...

Проект «Создание авторских игровых пособий для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи».

Долгосрочный проект «Создание авторских игровых пособий для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи"....