Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения
материал по логопедии (подготовительная группа)
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.
Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно стоит вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Поэтому проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к организации
коррекционной работы
на этапе автоматизации звуков
с детьми, имеющими речевые нарушения»
Опыт работы
Шапило Екатерины Александровны,
учителя-логопеда частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 ОАО «РЖД» город Смоленск
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..….2
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Этап автоматизации звуков в работе по формированию правильного произношения……………………………………………………………………..6
1.2. Игра – средство повышающее эффективность работы логопеда с детьми логопатами………………………………………………………………...………8
Глава II. Практическая часть
2.1. Изучение особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….11
2.2. Содержание работы по обучению детей правильному звукопроизношению с использованием интерактивных игровых приемов на этапе автоматизации звуков….…….…………………………………...………12
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………….… …23
Введение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.
Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно стоит вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Поэтому проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Проблемой речи занимались разные ученые, это и философы, психологи, педагоги, лингвисты (Л.С. Выготский, Л.М. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Д. Эльконин, А.Н. Гвоздев, М.Е. Хватцев).
Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Однако в процессе внедрения предлагаемых в литературе методов и приемов логопед может испытывать определенные трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.
В настоящее время одной из основных задач логопеда является разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми логопатами.
Глава I. Теоретическая часть
- Этап автоматизации звуков в работе по формированию правильного произношения.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по М.Е Хватцеву, Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится правильно (О.В. Правдина).
Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетания, слово, фразу).
Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.
Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно – вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка).
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Очень важно на этапе автоматизации звуков выполнять задания в игровой форме – без игры не возможно полноценное физическое и психическое развитие дошкольников.
- Игра – средство повышающее эффективность работы логопеда с детьми логопатами.
Эффективной формой по исправлению речевых нарушений может быть игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста (Макаренко А.С., Ушинский К.Д., Леонтьев А.Н.). Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
Наконец-то! На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен!
Но прежде чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Естественно начать нужно с самого простого, а именно с произнесения слогов: за-зо-за, са-со -са, тра-тра-тра, ро-ро-ры. Скучно? Как скучное сделать интересным? Трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «невкусных слов», «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Игра позволяет сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно основная цель – правильное произнесение звука, должна сохраняться на протяжении всей игры.
Количество и разнообразие игр и игровых приемов на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей, а польза их использования несомненна.
Вести работу по искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической (по Е. И. Тихеевой).
Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, и умение выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (пальчиковые тренажеры), объекты природы и бросового материала (шишки, орехи, семена арбузов, дынь и т.д.).
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания и закреплению правильного звукопроизношения.
Поиск новых, более эффективных методов и приемов автоматизации звуков в работе с детьми логопатами привел нас к разработке и изготовлению наглядно-игровых пособий.
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. В наглядно игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным и действенным. Содержание каждого наглядно-игрового пособия способствует решению максимального количества образовательных и воспитательных задач, развитию всех высших психических функций (памяти, мышления, речи).
Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Он позволяет создать атмосферу непринужденности и игры, снять напряженность и добиться того, чтобы дети учились произносить поставленные звуки не только в словах, повторяемых вслед за логопедом или по предлагаемым картинкам, а в игровой форме.
Глава II. Практическая часть
2.1. Изучение особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Работа по обучению правильному звукопроизношению проводилась поэтапно и многопланово с детьми старшего возраста в детском саду № 57 ОАО «РЖД» г. Смоленска в группе компенсирующей направленности.
Этапы работы:
1 этап – диагностический
2 этап – обучающий
3 этап – итоговый
Цель диагностического этапа – выявить состояние сформированности звукопроизношения у детей.
Для этого нами было обследовано звукопроизношения у 16 детей. Обследование состояния звукопроизношения проводилось с каждым ребенком индивидуально.
При реализации данной цели мы использовали методику, предложенную М.Ф. Фомичевой.
Цель данной методики – выявить качество произношения различных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах. Для выявления уровня сформированности звукопроизношения мы предлагали ребенку следующие задания:
- Произнести звук изолированно.
- В словах.
- Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой и самостоятельной речи.
Для проведения мониторинга подобрали наглядный материал (сюжетные картинки для обследования фразовой речи, предметные картинки на определенные звуки), так чтобы обследуемый звук находился в начале, середине, конце слова. По результатам мониторинга заполнили таблицы звукопроизношения.
2.2. Содержание работы по обучению детей правильному звукопроизношению с использованием интерактивных игровых приемов на этапе автоматизации звуков.
При разработке системы работы по теме наметили основные направления:
- Выявить состояние звукопроизношения у дошкольников.
- Разработать перспективное планирование по формированию правильного звукопроизношения с использованием увлекательных интерактивных игровых приемов на этапе автоматизации.
- Создать условия (стимульный материал) для успешной работы по изучаемой проблеме.
- Познакомить родителей с данной проблемой.
- Составить картотеки с речевым материалом по автоматизации звуков.
Цель: улучшить, сформировать качество звукопроизношения при помощи игровых приемов на этапе автоматизации звуков.
Задачи:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения:
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив логопедические игры в различные режимные моменты.
На подготовительном этапе и этапе по постановке звука нами была проведена работа по подготовке речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, дыхания.
В результате проведенной нами работы на подготовительном этапе и этапе по постановке звука, особое внимание мы уделили новым приемам коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков.
Интерактивные игры и игровые упражнения мы систематизировали по этапам автоматизации звука.
Этап закрепления звука в изолированном звучании:
- игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).
- «Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.
Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.
Этап автоматизации звука в слогах:
- Произнесение слогов с каким-либо движением:
- «Слоговые дорожки» - ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или наживая пальчиком на рисунке;
- с движением пальцев рук («Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);
- с рисованием ломаных линий и спиралей;
- с раскладыванием палочек;
- с рисованием пальцем узоров в крупе;
- с движением рук, ног («Повтори, как я», «Строим дом», «Раз - шажок, два – шажок», «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).
- Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой («Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
- Произнесение слогов с отстукиванием ритма («Молоточки», «Телеграфисты»).
- Произнесение слогов со сменой ритмического рисунка («Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).
Этап автоматизации звука в словах:
Увлекательно проходил этап автоматизации звуков с использованием нетрадиционных материалов и пособий: су-джок, косточки, камушки, мячики, прищепки и т.п.
Забавные дорожки. Ребенок прокатывает мячик (мяч-прыгун) по дорожкам разной конфигурации, сопровождая движения пальцев произнесением изолированных звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.
Пальчиковые шаги. Игровые сюжеты: «Помоги гусеничке доползти до цветка и стать бабочкой», «Помоги муравьишке доползти до муравейника», «Помоги детям доехать до детского сада» и т.п.
Пальчики левой и правой руки (мячик) «ползут», «шагают», «скачут» по дорожкам, по кружочкам, по лесенке проговаривая отрабатываемый речевой материал.
Следы. «Помоги зайцу, лисе, медведю дойти до жилища». Ребенок «шагает» пальчиками по пуговицам, по косточкам, проговаривая речевой материал. (Приложение 3).
Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, использовали ряд вспомогательных приемов. Одним из них является использование в работе мелких объемных (например от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук (сова, собака, слон и т.д.). Этот прием также помогает активизировать внимание детей и максимально поддерживает их интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает дошкольников от скованности, побуждает их к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:
Лабиринт. Ребенок, четко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по стрелкам выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звездочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.
Лабиринт с проговариванием. Ребенок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, самолет — направо, соловей — вверх и т.д...».
Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребенок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звездочкой, — через одну.
Лабиринт наоборот. Сначала ребенок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.
Используя обычный мяч, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию.
Во время непосредственно образовательной деятельности мяч помогает отрабатывать правильное произношение, автоматизировать звуки; вовлечь детей в активный процесс, снять эмоциональное напряжение, вызвать и сохранить интерес к обучающему виду деятельности.
В своей работе мы используем различные виды мячей. Они яркие, легкие, звуковые, прыгучие.
Детям очень нравится самомассаж кистей и пальцев рук с использованием массажных мячиков разного размера.
Массажные движения сопровождаем произнесением автоматизируемых звуков, слогов, слов.
Игры на развитие ориентировки в пространстве используем для автоматизации звуков и закрепляем умения различать правую и левую стороны, знания частей тела, употребление предлогов.
Выполняя задания по инструкции логопеда ребенок проговаривает речевой материал на автоматизируемый звук.
- «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти».
Мяч прокатывается от логопеда к ребенку.
Инструкция: «Кати мяч прямо (вправо, влево) и четко произнеси слоги (СА, СА-СО-СЫ); логопед: «Я достану карандаш», ребенок: АШ-АШ-АШ, слова (шум-шуба-шутка).
- «Мячик прыгает ко мне - по груди и по спине». Дети выполняют задание по инструкции логопеда с теннисными мячами или мячиками-ежиками («В правую руку свой мячик возьми и звук С произнеси, над головою его подними – санки
произнеси, перед грудью…, за спину…, к левой ступне и т.д.»).
- «Справа, слева, впереди в обруч точно попади». Задания:
«Стукни 3 раза мячом в правый (левый) обруч одновременно произнеси слог
(слово) –СА (санки)», «Стукни мячом два, четыре раза перед собой и одновременно произнеси слова-скороговорки (Мышка-шалунишка), фразы-рифмовки (Шишки у мишки, шашки у Пашки.)».
- «Я вдоль обруча иду, в каждый обруч попаду, слово (слог) произнесу».
Дорожка из 2-3 обручей, резиновые мячи средней величины. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч и проговаривая речевой материал на автоматизируемый звук.
Игры на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи используем для автоматизации звуков с передачей мяча (Мяч передавай слово называй), с перебрасыванием мяча (Мяч поймай чистоговорку повторяй), с подбрасыванием мяча, с ударом мяча об пол.
- «Веселый счет» - сколько их, всегда мы знаем – хорошо мы все считаем (одна оса, две осы, пять ос).
- «Скажи ласково» - мячик маленький поймай да словечком приласкай (самолёт – самолётик, миска – мисочка).
- «Один-много» - мы – волшебники немного: был один, а станет много (самокат–самокаты, коса–косы, нос–носы).
- «Звуковая цепочка» (сад-собака-самокат-самолет-санки).
- «Скажи наоборот» (Ночью темно, а днем – (светло); мухомор несъедобный, а подосиновик – (съедобный)).
Среди игр с мячом положительную роль в развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата играет фитбол. Использование фитболов повышает результативность и эффективность логопедической работы на этапе автоматизации звуков; проявляется повышенный интерес детей и рационально распределяется время; фитбол формирует правильную осанку; развивает речевое дыхание; автоматизация и дифференциация звуков происходит в оптимальной позе.
Используя разные виды мячей в играх с детьми, мы пришли к выводу, что мяч действительно является отличным помощником и прекрасным инструментом в коррекционной практике. Игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
Этап автоматизации звука в предложении:
Истории-чистоговорки, забавные чистоговорки, чистоговорки-перечислялки, чистоговорки-микросюжетки вызывали соответствующий эмоциональный настрой и были для детей интересны.
Также вызывали у детей интерес следующие дидактические игры:
- «Подружи слова» - составить предложение с заданными словами (картинками);
- «Путаница» - составить предложение из перепутанных слов;
- «Исправь Звуковичка» - ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;
- «Так бывает или нет?» - исправить смысловую оболочку предложения;
- «Спроси – ответь» - задать вопрос к любому слову предложения;
- «Волшебный клубок» - составление распространенного предложения;
- «Дополни предложение» - дополнить предложение недостающим словом;
- «Четвёртый лишний» - составление сложноподчиненных предложений;
- «Верно – не верно» - составление сложноподчиненных предложений. (Приложение 5).
Этап автоматизации звука в связной речи:
На этапе автоматизации звуков в связной речи использовали следующие интерактивные приемы:
- Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с помощью мнемодорожек.
- Заучивание стихов с помощью движений (биоэнергопластика).
- «Сочини сказку» с использованием символов.
- Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц.
Мнемотехника, биоэнергопластика, сюжетность стихов, скороговорок, чистоговорок и их ритмическая основа позволяли установить эмоциональный контакт с ребенком, достичь устойчивого внимания и вызвать желание заниматься.
Поиск новых, более эффективных методов и приемов автоматизации звуков в работе с детьми-логопатами привел нас к разработке и изготовлению наглядно-игровых пособий. Игровые пособия, сделанные своими руками, не теряют своей актуальности. Они позволяют создать атмосферу непринужденности и игры, снять напряженность и усталость.
В пособиях активно используется двигательный анализатор. Сочетание пальчикового тренинга с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно улучшить работу по закреплению поставленных звуков и превратить скучную деятельность в увлекательную игру.
Авторские игровые пособия разработали с учетом принципов наглядности, доступности, мобильности, многофункциональности, используются на всех этапах автоматизации поставленного звука.
К каждой игре даны методические рекомендации по организации проведения игры: изготовление пособия, создание игровой ситуации, ход игры: «Путешествие принца», универсальное пособие: «Занимательные дорожки», «Маша и медведь», «В гости к Наф-Нафу», «Многофункциональный пальчиковый мини-стадион», «Зоопарк», «Волшебный кубик», «Чудо-дерево Ель», «Украшаем елку».
Разработанные приемы и практический материал систематизированы с учетом речевых задач данного возраста, этапа работы по автоматизации звука и формы организации детей.
В решении задач по преодолению нарушений звукопроизношения помогала совместная работа с родителями. Использовали разные виды и формы информационно-аналитической работы: открытое занятие, семинар-практикум, родительские пятиминутки, обучающий индивидуальный практикум - действенная форма обучения родителей; консультации, тематические выставки, выставки игр и пособий, папки-передвижки, библиотечка для родителей – реализуют потребность родителей в знаниях; индивидуальные буклеты, специальные памятки, тематические консультации, газета «Радужка», интернет-ресурсы – стимулируют мотивацию родителей к педагогическим знаниям.
В своей работе мы руководствовались следующими принципами:
- принцип всестороннего развития личности ребенка
- принцип сознательности и активности детей
- принцип учета возрастных особенностей ребенка
- принцип индивидуального подхода
- принцип наглядности, научности и системности.
На итоговом этапе работы был проведен повторный мониторинг по состоянию звукопроизношения.
Результаты логопедического мониторинга показали эффективность использования интерактивных игровых средств на этапе автоматизации звуков:
- улучшилось качество звукопроизношения;
- ускорились сроки автоматизации звуков;
- возросла речевая активность;
- снизилась утомляемость;
- повысился интерес и мотивация к логопедической образовательной деятельности;
- улучшились распределение и устойчивость внимания;
- активизировались мыслительная деятельность и память.
Предлагаемые игры и игровые упражнения сделали коррекционно-развивающий процесс более эмоциональным, разнообразным и привлекательным для детей.
Заключение
В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.
Одной из причин неправильной речи детей М.Е. Хватцев называет “недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих” (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с нарушениями произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи, затрудняется в овладении навыками письма.
Используя в практической деятельности игровой метод, мы убедились в том, что игра является эффективным средством воздействия при автоматизации звуков в работы логопеда с детьми логопатами.
Игровые упражнения вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения.
Введение интерактивных игровых приемов в логопедическую работу предоставляют детям возможность создавать «свое», придумывать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение дошкольников, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Работая в данном направлении, хочется отметить, что игровые приемы вызывают интерес у детей к логопедическим занятиям, помогают превратить однообразную и скучную работу по автоматизации звуков в увлекательную игру.
Игра стала замечательным помощником детей в автоматизации поставленных звуков и введение их в экспрессивную речь. Повторяя вместе с логопедом речевой материал в игровой форме, у дошкольников упражняются органы артикуляции, развивается воображение, обогащается речь, эмоции.
Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.
Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.
Список литературы:
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Ванюхина Г.А. Речецветик. - Екатеринбург: Старсо, 1993.
- Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
- Герасимова А. Популярная логопедия. – М.: Айрис Пресс, 2008.
- Детари Л. Биологические ритмы. - М., 1984.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: АРД ЛТД, 1998.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. - М.: Гном-Пресс, 1999.
- Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
- Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. М.: Айрис Пресс, 2008.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб.: Литера, 2007.
- Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
- Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Аквариум, 1995.
- Новиковская О.А. Скороговорки и чистоговорки для развития речи. - М.: Астрель, 2009.
- Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Детство-Пресс, 1999.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
- Филичева Т.Е. Основы логопедии. - М.: Просвещение,1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1977.
- Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Педагогика, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения».
Опыт работы по использованию интерактивных игр и игровых приемов на этапе автоматизации поставленных звуков....
Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...
Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...
Квест-игра - как современная технология в работе специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения.
в статье говорится о квест-игре, как о новой технологии в работе дошкольного учреждения, и о том, как при взаимодействии специалистов, через квест-игры, можно мотивировать детей с речевыми нарушениями...
Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...
«Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Мастер-класс для педагогов...