Для детей с общим недоразвитием речи, а этот диагноз у всех наших детей, несмотря на различные причины возникновения, имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на неблагоприятное формирование у детей лексических и грамматических категорий родного языка. Лексика (в пер. слово). Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, т.е используют мало слов; резком расхождении объема активного и пассивного словаря (при назывании покажут картинку, но в речи активно не используют); неточном употреблении слов и т.д. Объем пассивного словаря далек от нормы, что проявляется в том, что дети с нарушенным речевым развитием, даже шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, брусника, земляника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (манжета, фара, кузов), слов обобщающего характера (мебель, посуда, овощи, фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных. На вопрос, как назвать детенышей животных, дети дают следующие ответы: «У кошки – киска, у собаки – собачонок, щененок, у лошади – лошаденок». Многие дети затрудняются в актуализации таких слов как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер. Практически не сформирован словарь прилагательных и глаголов (знают основные цвета, «красивая», «плохая», «хорошая», и все); в глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. На вопрос, кто как передвигается, дети дают такие ответы: «Лягушка идет, змея идет, птичка идет». Так же имеется незначительное количества глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел). Практически не употребляют предлогов, особенно сложных (из-за, из-под). Грамматика (пер. - буква ), -это грамматически правильное оформление высказываний. При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Нарушения речи проявляется в неправильном усвоении ребенком предложных конструкций и имеет свои особенности. В русском языке, значения, выражаемые предложными конструкциями разнообразны и очень сложны. Например, «Малыш ест каша», «маленький карандашечичек»
Примеры игр для формирования лексико-грамматического строя речи. Заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад, на кухне, готовя ужин. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря) Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,… Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка) Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения) Белый снег похож на…(что?) Синий лед похож на… Густой туман похож на… Чистый дождь похож на… Блестящая на солнце паутина похожа на… День похож на…
Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов) Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д. Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова) Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково. В чужой стране, в чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок с черным язычком С утра лакает молочко. И целый день в окошко Глядит глазком картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает. И стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. (И. Токмакова) Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок… Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.) Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают? Летит, клюет – кто? Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто? Кошка, собака – что делают? Льется, журчит – что? Шумит, дует – что? Дождь, снег – что делают?
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным) Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…) Игра «Подружи слова» (образование сложных слов) листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос, Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида). Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками) Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь. Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов) Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты). Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры) Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад. Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря) Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…) В результате систематических игр вы поможете своему ребенку овладеть грамматически правильной оформленной речью, что приведет к успешному обучению в школе!
|
|