Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
консультация по логопедии по теме
Данный материал содержит примерный перечень игр, используемые на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_leksiko-grammaticheskogo_.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)
Цель: образование существительных множественного числа И.п.
Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т.д.
Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т.д.
«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)
Цель: образование существительных множественного числа Р.п.
Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т.д.
«Назови ласково» (с 4 лет)
Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры (игру можно проводить с мячом):
Кукла-куколка
Лиса-лисичка
Петух-петушок и т.д.
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей образовывать слова-антонимы
Ход игры:
Большой-маленький
Толстый-тонкий (худой)
Кислый-сладкий
Высокий-низкий
Тепло-холодно
Весело-грустно
Пришёл-ушёл
Прилетел-улетел
Сел-встал и т.д.
«Посчитай» (с 5 лет)
Цель: согласование существительных и числительных
Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1,2,5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т.д.
«Из чего сделано?» (с 5 лет)
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т.д.
«Чей, чья, чьё?» (с 5-6 лет)
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т.д.
«Какой бывает?» (с 4 лет)
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?», дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
«Что таким бывает?» (с 4-5 лет)
Цель: подбор предметов к его признаку
Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким?». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т.д.». «Кто бывает пушистым?» - «Кошка, заяц, лиса и т.д.»
«Назови одним словом» (с 4 лет)
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т.д.
Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван…» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии»
Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для п...
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
Очень важную роль в развитии ребенка играет развитие речи. Некоторые родители пускают его на самотек, думая, что ребенок сам научится говорить, подражая им, а потом удивляются, что у него маленьк...
Настольные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей, автоматизации звуков.
Игры, которые родители могут провести дома с детьми....
Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи (родственные слова, предлоги)
Игра помогает учиться подбирать семью родственных слов, ориентироваться в пространстве, знакомит с предлогами, их значением....
Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"
Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....