"Во что играли наши бабушки?"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
В современное время дети все больше и больше сидят за компьютером или гаджетами. Чтобы вам и вашим детям было весело проводить время с пользой для здоровья – игры наших бабушек вам в помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vo_chto_igrali_nashi_babushki.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Давайте вспомним, как играли наши бабушки, у которых всего-то и было порой - тряпичный мячик да наскоро срубленные деревянные чурбанчики. А игры были - одна другой интереснее. Ловички, горелки, красочки - очень простые и веселые.
Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим «зазывалочку».
Например, такую:
Кто будет играть
в интересную игру?
А в какую — не скажу!
А потом не примем,
за уши поднимем.
Уши будут красные,
до того прекрасные.
Или вот такую:
Тай-тай, налетай, интересную игру.
Всех принимаем и не обижаем,
А кто опоздает — в небо улетает.
Правила ловичек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов.
Первый вариант: Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.
Второй вариант: Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.
Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название.
«Горельщик» становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и «горит».
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или
«вторая пара». Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10—15 метров друг от друга чертятся две линии - два «дома». В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между «домами под горой» живет «волк» - водящий.
Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
- Гусиг гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да. - Так летите!
- Нам нельзя.
Серый волк под горой не пускает нас домой.
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк » их ловит. Пойманный «гусь» становится «волком».
Среди играющих в красочки выбирается водящий - «монах» и ведущий - «продавец». Все остальные игроки загадывают втайне от «монаха» цвета, причем цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой». Продавец: «За какой?». Монах (называет любой цвет): «За голубой».
Если такой краски нет, то продавец говорит:
«Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!»
«Монах» начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок,
загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет.
Если догнал, - «красочкой» становится водящий, если нет, - игра начинается сначала.
12 палочек - вариант известных пряток.
Для нее нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей.
Все играющие собираются около этих «качелей». На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Пока ведущий будет собирать палочки,
играющие должны успеть спрятаться.
Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.
Говоря о старинных русских играх, нельзя не вспомнить городки (в некоторых областях они называются «рюхи» или «чушки»).
Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки.
Победителем считается игрок или команда, потратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5-2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина - 20 см, а диаметр 4-5 см.
Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки.
Фигуры начинают выбивать с кона - дальней линии, на расстоянии 21 м от фигуры. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона - ближней линии, около 15 м от фигуры. В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города. Построение городков определяется названиями фигур: звезда, артиллерия, пушка, закрытое письмо, колодец, пулеметное гнездо, часовые, тир, ракета и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"
Практический семинар для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....
"Мы играли, мы играли - наши пальчики устали"
Все эти несложные операции с мелкими предметами заставляют работать мелкие мышцы кисти рук и пальцев, что имеет прямое влияние на развитие речи ребенка. Если Вы хотите помочь своему ребенк...
Разработка игры "Наши пальчики играют"
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...
Дидактическая игра "Наши ручки наши ножки"
Дидактическая игра на формирование представлений о пространствеНаши ручки, наши ножки- учить детей определять левую и правую руку, левую и правую ногуХод: дети сидят полукругом на стульчиках, которые ...
Педагогический проект «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки (ненцы)».
Цель: проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детейЗадачи: изучить материалы, содержащие о играх и игрушках ненецкого народа;- собрать и проанализировать материал по данной теме;- за...
Педагогический проект "Играли наши мамы, играли наши папы..."
Педагогический проект для детей старшей группы, срок реализации 3 недели....