Традиционная хохломская роспись в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с этим видом искусства способствует эмоциональному развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnaya_hohlomskaya_rospis_v_hudozhestvenno.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционная хохломская роспись в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Знакомство детей с этим видом искусства способствует эмоциональному развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Декоративно-прикладное искусство помогает развивать эстетический вкус, образное мышление, воображение. Знакомя с декоративно-прикладным искусством, учим наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным характерным свойствам, ярким деталям. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Восприятие работы художника – это тоже творческий процесс. Развитие у детей художественного восприятия предполагает решение большого круга задач.
Хохлому приятно называть золотой. Золотистого эффекта мастера добиваются, натирая посуду алюминиевым порошком и покрывая после росписи олифой, которая благодаря закалке в печи приобретает медовый оттенок. Иначе закалку в печи называют термической обработкой. Такая обработка делает лаковое покрытие особенно прочным, обеспечивающим долгую жизнь деревянной посуде. Однако нужно помнить, что при термической обработке некоторые цвета меняют свою тональность: медово-жёлтая плёнка лака придаёт теплоту холодному красному цвету, чёрный цвет под ней приобретает коричневый отблеск, жёлтый становится светлее, зелёный мягче. Используя эту особенность, мастера иногда пишут не по полуде, а по предварительно нанесённой на неё и закаленной или подцвеченной лаковой плёнке. Такая роспись после второй закалки приобретает тёплый осенний колорит.
Хохломской росписи свойственны два вида письма - верховое и фоновое. Классическим примером верхового письма, выполненного пластичными мазками по металлизированной поверхности, является «травка», или «травная роспись», с красными и чёрными кустиками. Каждый кустик благодаря мелким, обогащающим его представляет собой вполне законченный мотив. Не смотря на его кажущуюся простоту и не большое количество участвующих в росписи цветов, из орнамента «травка» можно создавать разнообразные и довольно оригинальные композиции.
К классу верхового письма относятся роспись с названием «под ягодку» и роспись «под листок». Основу орнамента росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, объединённые в группы по три или пять, и грозди ягод, величина которых зависит от размера расписываемой поверхности. В сравнении с «травкой» роспись «под листок» обладает большими декоративными возможностями, однако мотив «травка» заметно обогащает её. В этом случае травку пишут зелёной, красной или коричневой.
Для фонового письма характерен чёрный или цветной – красный, коричневый, зелёный фон и золотой рисунок. Основной разновидностью фонового письма является роспись «под фон». Выполняется она следующим образом. На покрытую полудой поверхность наносят тонкий контур крупных мотивов, производят их разработку, а затем закрашивают фон. В композиции с золотыми листьями способом верхового письма пишут яблочки или ягодки, мелкие листочки и кустики травки, а рядом с золотыми цветами и листьями – гибкие веточки с ягодками-бусинкоми.
Другой вид фонового письма называется «кудрина». Основу его составляют округлые завитки, сплошным ковром заполняющие поверхность. Несмотря на довольно сдержанную разработку орнамента, а иногда и полное отсутствие её, золотой узор на красном, чёрном или коричневом фоне смотрится довольно нарядно. Иногда в золотые завитки вводят каплевидные мазки цвета фона или другие цветные элементы.
В настоящее время традиционная хохломская роспись представлена работами мастеров двух предприятий семинской фабрики художественных изделий «Хохломской художник» и семеновского производственно-художественного объединения «Хохломская роспись».
Семинские художники – прямые потомки старейших хохломских мастеров- прочно удерживают традиции промысла. Они любят свободные композиции с большими просветами фона и с простым орнаментом из цветов, плодов и трав, растущих в лесах и лугах их края. Их росписям свойственны мягкие тёплые фоны, немудрёные мотивы и их разработка.
Художники Семенного в постоянном поиске новых форм изделий, характера и мотивов росписи. Им ближе каллиграфически точное изображение пышных садовых растений с тонким чувством орнаментальных ритмов.
Несмотря на некоторые различия в художественном оформлении изделий, то и другое производство придерживаются одной технологии. Хорошо высушенные до 6-8% влажности изделия грунтуют специальным составам, приготовленным из жирной, с не большой примесью песка, легко растворимой в тёплой воде глины. Полученной эмульсией два раза с промежутками для сушки обмазывают изделие. После окончательной сушки в течение 6-8 часов изделие покрывают льняным маслом. Через 40-50 минут излишки масла снимают лоскутом и сушат изделие в сушильном шкафу при температуре 180градусов в течение 4-5 часов. Охлаждённые изделия слегка шлифуют.
Шпатлёвку для заделывания дефектов поверхности готовят из той же глины, но разводят её ужё олифой. Приготовленную массу густоты творога вдавливают во все впадинки, излишки её снимают ножом или шпателем и заглаживают поверхность влажным тампоном.
Хорошо высушенное изделие покрывают небольшим слоем натуральной олифы. После непродолжительной сушки в естественных условиях до состояния, когда олифа не пристаёт к рукам, но плёнка ещё не полностью высохла, поверхность изделия олифят ещё один или два раза в зависимости от вида древесины, выдерживают 3-4 часа при комнатной температуре, а затем сушат в сушильной камере при температуре 80-90 градусов, до образования плотной блестящей плёнки со слабым отливом.
На следующем этапе изделие покрывают алюминиевым порошком, отчего оно приобретает ровный металлический блеск. По этой металлизированной поверхности расписывают. Для хохломской росписи нужны термостойкие минеральные красители- охра, светло-коричневая мумия , киноварь, голландская сажа, изумрудная зелень, лимонный или светло-жёлтый крон для разведения красок- олифа и очищенный скипидар.
В качестве инструмента в росписи используют небольшие круглые беличьи, хорьковые, колонковые, медвежьи кисти №1-6. для выполнения простейшего орнамента применяют штампики.
После росписи изделие сушат 4-5 часов при температуре 150градусов, затем их три раза с промежутками для затвердения плёнки натирают олифой, дважды покрывают масляным лаком и выдерживают каждый раз 3-4часа в тёплом месте. Потом их примерно пол часа закаливают в печи при температуре 150градусов до появления у лаковой плёнки золотистого оттенка, охлаждают и снова ставят в печь для окончательной просушки. Когда лак приобретает медово-жёлтый цвет, изделие начинают охлаждать и только совсем остывшие вынимают из печи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
КОНСПЕКТ организованной интегрированной образовательной деятельности по художественно – эстетическому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Старая сказка на новый лад»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6221214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6...
Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».
Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"
В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....