«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».
консультация (младшая группа) на тему
«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kolybelnyh_pesen_v_razvitii_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Подготовила
музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ №16 СПДС «Вишенка»
Ерохина М.А.
"Песня матери - главная песня в мире;
начало всех человеческих песен".
Расул Гамзатов
Известно, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Восприятие музыки начинает формироваться еще в утробе матери. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но успокаивается, затихает, засыпает, услышав теплые, ласковые, мягкие интонации голоса матери.
Мелодия – это душа музыки.
Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства.
Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частичка фольклора. Через колыбельную песню малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах... В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру и сочувствию к ближнему.
Песни эти пели всем детям – бедным и богатым (богатым часто их пели бедные нянюшки) многие сотни лет.
Понятно, что колыбельная песня связана со словом «колыбель», а оно происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Качали на Руси люльку.
И одновременно с покачиванием люльки, в такт с ним, поются колыбельные песни. Замечено, что размер колыбельных песен совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания, и это действует на ребёнка не только усыпляюще, но и успокаивает его.
Перед тем, как первый раз положить ребёнка в новенькую люльку (зыбку), в неё непременно сажали кота (было поверье, что коты отгоняют чертей и злых духов и что они дружат с домовым – настоящим хозяином дома). Считается, что именно поэтому в русских народных колыбельных песнях так часто главным героем является кот (котик, коток).
Слова, встречающиеся в каждой второй русской колыбельной («баю-баюшки-баю»), возникли от устаревшего глагола «баять» (т.е. «говорить», «рассказывать»).
Зачем колыбельные песни — чтобы малыш быстрее засыпал? Мелодия, которая «ходит по кругу», повторяется постоянно и как раз помогает убаюкиванию, быстрому, и что ещё важнее, спокойному, мягкому засыпанию. В народной колыбельной всё особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и… «закрывающая глазки», т.е. монотонная.
Для засыпания одну и ту же колыбельную поют снова и снова. Разнообразие не требуется, именно монотонность повторения помогает засыпанию. в колыбельных песнях малыш получает чёткую картину мира, жизни и роли Человека.
В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребёнка. Это характерно именно для русских колыбельных. Например, в колыбельных некоторых других стран поётся «дитя» или «деточка». Слыша много раз своё имя, малыш постепенно его понимает, осознаёт себя больше и больше.
На музыкальных занятиях мы знакомимся с колыбельными песнями и попевками. Поём их куколкам, мишкам, зайкам…
А Вы поёте колыбельные своим детям?
Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребенка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.
Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдающие психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом.
Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребенку.
Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителей). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребенку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создает в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.
Колыбельные песни развивают. Это первое соприкосновение ребёнка с искусством, и оно очень важно. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их. Когда детишки подрастают, они с удовольствием поют колыбельные своим куклам и даже родителям.
Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире.
Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.
Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.
Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!).
Сейчас есть несколько исполнительниц, собирающих, поющих и записывающих русские народные колыбельные: Валентина Георгиевская, Юлия Чернышова, Валентина Рябкова.
Мы можем с Вами вместе выбрать и выучить колыбельную песню, которую Вы перед сном споёте, и настроите вашего малыша на сладкий сон и радостное пробуждение.
Тексты колыбельных песен.
«Не ложись на бочок»
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
Тебя схватит за бочок,
И утащит во лесок –
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
«У кота ли у кота».
У кота ли у кота колыбелька золота,
У дитяти моего есть покраше его.
У кота ли у кота периночка пухова,
У дитяти моего есть помягше его.
У кота ли у кота изголовье высоко,
У дитяти моего есть повыше его.
У кота ли у кота одеяльце шелково,
У дитяти моего есть получше его,
Да покраше его, да помягше его,
Да почище его.
«Спи, сыночек мой».
Спи, сыночек мой, усни,
Люли – люшеньки – люли.
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В полях цветушки взрастут.
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли – люшеньки – люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста
Целенаправленная систематическая и планомерная раота по развитию у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мо...
Консультация для родителей Роль подвижных игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для разностороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, формирования личности каждого ребенка. Установлено, что...
Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольно...
Презентация на ГМО "Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Презентация на ГМО "Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста"...
Статья: Роль подвижной игры для развития детей младшего дошкольного возраста.
Подвижные игры положительно отражаются на умственной деятельности, на аппетите, настроении, и на здоровье....
Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика-необходимая и нужная вещь....
Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Донести до родителей значение и важность театрализованной деятельности для детей....