Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "
консультация по математике (младшая группа) на тему
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_melkoy_motoriki.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 12 "Солнышко " г. Елабуги ЕМР
Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста
(консультация для педагогов)
Воспитатель:
Черняховская А.И.
Елабуга
2017
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики
1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Виды игр для развития мелкой моторики.
-различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
-игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
-застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Для решения этой задачи необходимо совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики, развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек, развивать тактильную чувствительность рук детей.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.
- Принципы доступности и индивидуальности.
- Принципы последовательности и систематичности.
- Принцип связи с жизненным опытом.
-Принцип наглядности.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей.
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал: - различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; - использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; - решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев. Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
В своей работе по сенсорному развитию детей я использую такие игры: Дидактическая игра «Озорные прищепки». Дети очень любят эти простые игры с прищепками. Цель игры: развивать мелкую моторику, логическое мышление, воображение, усидчивость, развивать знания об окружающем мире, учить правильно брать и обрывать прищепки; находить местонахождение по цвету. Я предлагаю ребенку закончить определенный образ (ежик, солнышко, кактус, тучка, подобрать по цвету и прикрепить подходящие прищепки. Второй вариант: На деревянную палочку дети должны развесить одежду.
Дидактическая игра «Найди на ощупь», в коробку я положила крышки от пластиковых бутылок и несколько игрушек. Дети должны на ощупь найти игрушки. У ребенка развивается тактильное осязательное ощущения.
Шнурочки. Это отличное упражнение для пальцев. Можно придумать и смастерить «шнурованные» игрушки. Например: нарисуйте кораблик, проколите отверстия для волн-шнурков. Подберите шнурки разных оттенков голубого и синего — если их продеть в дырочки, получится красивая картинка.
Также очень помогают развивать мелкую моторику – пальчиковые рисунки, рваные рисунки, оригами, пальчиковая гимнастика, лепка, пальчиковый театр, пальчиковый сухой бассейн и др.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Это могут и родительские собрания, практикумы, консультации, различного вида памятки и т.д. Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
Итак, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получая поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада можно добиться поставленной цели. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, положительно влиять на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствовать сохранению физического и психического здоровья ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста
Целенаправленная систематическая и планомерная раота по развитию у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мо...
Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...
Консультация для родителей Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
консультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Учеными давно доказано, что движения рук находятся в связи с умственным развитием....