Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте
консультация (младшая группа) на тему
В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk_v_doshkolnom_vozraste.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности.
Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
Три комплекса упражнений самомассажа
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:
Пальчиковая гимнастика
Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике, используется опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции.
Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов.
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
Угостить вас пирогами?
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).
Барашки
На лугах пасутся барашки,
Раскудрявые барашки.
Целый день всё: Бе да бе,
Носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди,
Бяшки спали в бигуди,
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.
Все кудрявы, до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода,
У бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко,
Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
У него свои заботы
Знай, морозь, да посильней!
Не балуй, Мороз, ну что ты
Так не жалуешь людей?
10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
11. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол
Поиграем мы в футбол
И забьем в ворота гол!
Палец большой
За ворота - горой!
Указательный - смельчак,
Забивает гол - вот так!
Средний - точно уж герой,
Забивает головой!
Безымянный вдруг споткнулся
И с досады промахнулся!
Малыш-мизинец - молодец,
Гол забил - игре конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей на тему: "Способы и приемы бумажной пластики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"
«Способы и приёмы бумажной пластики для развития мелкой моторики»...
Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что лич...
Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"
Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"...
методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельностью
статья о том , как развить мелкую моторику через занятия продуктивой деятельностью...
Понятие крупной и мелкой моторки, методы и приемы развития мелкой моторики
В статье раскрывается понятие крупной и мелкой моторики, о том, что возможность познания ребенком окружающих предметов в большей степени взаимосвязана с развитием действий рук. Двигательная активность...
Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в моей работе
Использования нетрадиционных приёмов для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует не только развитию моторики, но и стимулируют творческое мышление, воображение, фор...