Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"
статья (младшая группа)

Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились… По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», Рукой подать», «Как рукой сняло».

Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки- аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.

Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка.

Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Эти отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Чтобы у ребёнка не было таких затруднений, можно использовать комплекс игр и упражнений, направленный на развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет (вне занятия).

Этапы:

1. Подготовительный – направлен на установление эмоционально-политического настроя., повышение самооценки ребенка.

2. Самомассаж кистей и пальцев. Он оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.

3. Массаж лица. Во-первых, он выполняет релаксационную функцию, снимает напряжение, а во-вторых, развлекательную – создает благоприятную атмосферу.

4. Артикуляционная гимнастика «Испеки пирожок». Данные упражнения играют важную роль в формировании правильного произношения звуков.

5. Упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики.

Вначале необходимо установить эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребёнка. Каждый ребёнок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым выполняется и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей. Следующий этап - самомассаж кистей и пальцев рук:

- растирание ладоней, руки становятся тёплыми;

- массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется;

- растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий;

- растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Третий этап – массаж лица. Массируем лоб, щёки, ушки, носик.

Четвёртый этап — артикуляционная гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Данные упражнения понятны ребёнку и доступны. Мы выполняем с детьми упражнения в комплексе. Комплекс называется «испеки пирожок».

- Насыпаем муку – работаем язычком;

- Размешиваем – болтушка;

- Раскатываем тесто — кусаем язычок;

- Мнём пирожки — укол язычком в щёку;

- Поставим в печь — греем пирожок;

- Поставили стынуть — дуем на пирожок;

- Съели пирожок – круговые движения губами.

Пятый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными.

Все этапы проходят постепенно. Сначаладети  учатся делать самомассаж пальцев и кистей рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме.

Эти упражнения развивают не только мелкую моторику, но и выполняют следующие функции:

- развлекательную — создавать благоприятную атмосферу;

- релаксационную – снимать напряжение;

- коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

- воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;

- обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;

- развивающую — развивать внимание, память, мышление;

- коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;

- профилактическую – предупреждать появление психосоматических заболеваний;

- лечебную — способствовать выздоровлению.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут.

Помимо этого комплекса, необходимо уделять внимание и различным играм:

- «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);

- « Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке);

- «Из чего предмет» (определи материал предмета);

- « Найди такой же»;

- «Чудесный мешочек»;

- « Строим забор» (игры со счётными палочками);

- «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками;

- «Шнуровки»;

- «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями);

- рисование на песке.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно.

Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком.

Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Консультация для родителей и воспитателей: "Развитие мелкой моторики рук у детей 2-х-3-х лет"

Данная работа посвящена способам развития мелкой моторики рук детей раннего возраста разнообразными средствами, в том числе и сделанными своими руками!!!...

Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей.  Занятия, игры, упражнения»....

Консультация для родителей "Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе....

Консультация на тему "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО."

В статье дается полное описание о развитии мелкой моторики рук нетрадиционными методами и предлагаются интересные игры и занятия по данной теме в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Что такое пальчиковые игры?     Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками,...