Понятие крупной и мелкой моторки, методы и приемы развития мелкой моторики
статья (средняя группа)

Дацко Людмила Ивановна

В статье раскрывается понятие крупной и мелкой моторики, о том, что возможность познания ребенком окружающих предметов в большей степени взаимосвязана с развитием действий рук. Двигательная активность является одним из существенных факторов, влияющих на развитие психики ребенка, а способность управлять движениями своего тела находится в большой зависимости от его психического развития. Развитие мелкой моторики является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_krupnoy_i_melkoy_motorki.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие крупной и мелкой моторки, методы и приемы развития мелкой моторики

Моторика (лат. motus- движение) - это двигательная активность организма или его отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности необходимы для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

Впервые раскрыл роль мышечного движения в познании человеком функций окружающего мира И.М. Сеченов. Он одним из первых продемонстрировал взаимосвязь двигательных функций с деятельностью высших отделов центральной нервной системы, выдвинув мнение, что все непроизвольные и произвольные движения имеют рефлекторную природу. Его теория изменила существующие до этого представления об исполнительных функциях коры больших полушарий головного мозга, а именно существующих в ней двигательных центров, называющихся психомоторными.

В двигательной сфере человека традиционно выделяют общую и мелкую моторику. Под крупной (общей) моторикой понимаются разнообразные движения тела, рук и ног. Общая моторика развивается уже с первого года жизни, и к младшему школьному возрасту ребенок овладевает уже достаточно сложными движениями, такими как бег, прыжки в длину и в высоту, метание на расстояние и в цель, способность сохранять статическое равновесие и т. п.

Та часть пространства, которая участвует в движении, делится на сенсорное и моторное поля. Моторное поле – поле, в котором совершается движение. Следует заметить, что психомоторика является одной из важнейших функций психики, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Развитие координированных движений требует от ребенка подчинения своей воле сложной биомеханики собственного тела, умения соответствующими движениями вести тело к цели. Поэтому степень психомоторного развития ребенка определяет уровень развития его мышлении.

Вслед за общей, у ребенка постепенно развивается и мелкая ручная моторика. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; тем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

В 1960-70-х годах XX века Кольцовой М.М была доказана взаимосвязь развития руки и речи, а сотрудники ее лаборатории продемонстрировали, что в ходе движений пальцами у детей усиливается согласованная деятельность в лобных и височных отделах мозга.

Мелкая моторика не является безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки она требует специального развития. Учеными И.М. Сеченовым, Н.А. Бренштейном, И.С. Лопухиной и другими было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

С анатомической точки зрения, доказано, что, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции  руки и ее близость к моторной зоне дают основания рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Большое значение тактильным ощущениям придавал И.П. Павлов, ибо они несут в двигательную часть речевого центра дополнительную энергию, способствующую его формированию. Речевая область в коре головного мозга лежит рядом с двигательной. Именно эта близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Период дошкольного детства - это период интенсивного сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие включает в себя две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, которые позволяют более полно расчленено воспринимать окружающий мир.

Мелкая моторика развивается у ребенка естественным образом, начиная уже с младенческого возраста на основании общей моторики. Прикасаясь, трогая и ощупывая руками разные предметы, ребенок приходит к пониманию причинных связей. При выполнении двигательных действий он получает знания о свойствах разных предметов (цвет, качество материалов, форма); познает особенности передвижения предметов в пространстве, возможные направления движения; определяет взаиморасположение разных предметов друг с другом и к самому себе. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Пальцы человека наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в двигательную зону коры головного мозга. Около трети площади двигательной зоны занимает часть, отвечающая за движения кисти руки.

Мелкая моторика рук взаимодействует также с такими высшими свойствами человеческого сознания, как внимание, мышление, воображение, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, двигательная и зрительная память.

Работа по развитию мелкой моторики включает в себя физические игры и упражнения, они используются как начальный этап развития моторики: упражнения на расслабление (используются с целью снятия напряжения с мышц рук, плеч, локтей); игры и упражнения с мячом; упражнения с кистевым эспандером (используются для развития силы рук; массаж кистей и пальцев рук; игры с мозаикой, шнуровками, бусинами, пуговицами, пазлами; различные виды ручной деятельности (вышивание, макраме, плетение, рисование и т.д.).

Также в коррекционной работе широко используют пальчиковую гимнастику. Она позволяет развить контроль за своими движениями, силу и гибкость кистей рук, концентрацию внимания на движении пальцев. Особенно продуктивно будет использовать пальчиковую гимнастику вместе с речевым сопровождением. Особое место в коррекционной работе занимает развитие графической моторики. Здесь используется штриховка, обведение по трафарету, раскрашивание.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т.п. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т.д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Таким образом, возможность познания ребенком окружающих предметов в большей степени взаимосвязана с развитием действий рук. Двигательная активность является одним из существенных факторов, влияющих на развитие психики ребенка, а способность управлять движениями своего тела находится в большой зависимости от его психического развития. Развитие мелкой моторики является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, и именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти, что говорит о высокой значимости работы по развитию мелкой моторики на данном возрастном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи.    Для стимулирования развит...

Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что лич...

Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук....

Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"

Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"...

методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельностью

статья о том , как развить мелкую моторику через занятия продуктивой деятельностью...