Экологическое воспитание детей в общении с книгой
консультация на тему
Важным средством экологического воспитания является книга. В книгах о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранения, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_obshchenii_s_knigoy.docx | 380.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в общении с книгой.
Консультация для родителей
Чтобы оберегать и любить по - настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Ребенок ломает ветку дерева, кидает камень в птиц, может растоптать жука, разорить муравейник, не задумываясь о том, что это приносит огромный вред природе.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. В дошкольный период закладывается фундамент конкретных представлений о природе, воспитывается гуманное отношение к природе, практическое умение и навыки, направленные на охрану природы. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: яркие рассветы и закаты, цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года и многое другое.
Важным средством экологического воспитания является книга. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по - детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.
В книгах о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранения, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу. Природа отображается различными художественными средствами. Образное описание пышного цветения садов, разноцветных лугов, причудливых деревьев, повадок животных помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, учит любить ее. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает у ребенка желание глубже познавать их. В процессе познания он начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.
Художественное слово необходимо сочетать с наблюдениями детей. Чтение рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Использование литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Произведение о природе можно прочитать детям и после наблюдения. Это помогает закрепить полученные знания, направить внимание детей на дальнейшее восприятие
природных явлений.
При выборе литературы руководствуйтесь следующими принципами:
1. Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
2. Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
3. Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, поэтическими образами.
4. Эмоциональность. Произведение должно быть насыщенно поэтическими оборотами, выразительными средствами.
Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, Вы сами должны чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза.
Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений.
Вы можете использовать произведения о природе следующих авторов: В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, Г. Скребицкий, М. Пришвин, Ю. Дмитриев, И. Соколов – Микитов, К. Паустовский. Стихи русских и советских поэтов: А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин, А. Плещеев, С. Маршак, 3. Александрова, В. Серова.
Экологическое образование родителей является очень важным. Семья оказывает огромное влияние на формирование основ экологической культуры ребенка.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить важную задачу - воспитание человека с большой буквы,
человека экологически грамотного!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно - образовательная деятельность по экологическому воспитанию в старшей группе «Красная книга Тверской области»
Воспитывать доброе, милосердное и ответственное отношение к природе, воспитывать любовь к природе и заботу о ней....
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"
познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)
Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быст...
Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».Презентация.
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической п...
«Красная книга Якутии, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...