Речевая готовность детей к школе
консультация на тему
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. Подготовка детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении предусматривает работу по нескольким направлениям. Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения речи ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx | 368.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность детей к школе.
Консультация для родителей
Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие. Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.
Подготовка детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении предусматривает работу по следующим направлениям:
Воспитание звуковой культуры речи - развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
Развитие словаря - обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместному использованию слова в различных ситуациях общения, умению подбирать наиболее точные слова и выражения.
Формирование грамматического строя речи - практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи.
Развитие связной речи (диалогической и монологической) - развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов - описание, повествование, рассуждение, умения вести диалог, точно формулировать вопросы и отвечать на них, слушать и понимать речь собеседников.
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи - дети учатся производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомятся с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Знакомятся с синонимами и антонимами. У детей формируются представления о структуре высказывания - начало, середина, конец.
Наличие у дошкольников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе - задача логопеда. Фонематические и лексико - грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Что могут сделать родители,
чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Родители должны:
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить систематическую работу по речевому развитию детей;
- проводить необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во - первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе специалистов и родителей удаётся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".
В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....
Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"
В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....
Речевая готовность детей к школе.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...
презентация "Речевая готовность детей к школе"
В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....
Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"
В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...
Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...