Формирование навыка письма у детей 6-7 лет.
консультация (подготовительная группа) на тему
Процесс формирования письма продолжается четыре -пять лет и проходит несколько стадий:
Первая стадия -простейшие графические движения -штрихи ,линии ,каракули.
Вторая стадия -правильное выполнение графических элементов букв.
Третья стадия -написание слогов ,слов.
Четвертая стадия -письменная речь -процесс выражения мыслей.
Если необходимые графические и технические навыки к этому этапу не сформированы, то преждевременное ускорение письма приводит к ухудшению почерка и различным ошибкам.
От чего зависит становление навыка письма?
- Способность концентрировать внимание и работать не отвлекаясь в течение определенного времени
- Способность понять и принять инструкцию.
- Способность работать по плану.
- Умение оценивать результат работы.
Способность концентрировать внимание .
Помогут элементарные игры типа «Найди отличия» , «Найди сначала сходство , а затем различие», «Соедини по точкам» , «Скопируй по точкам», «Выполни по образцу» ,«Зеркало» ( ребенок повторяет рисует в зеркальном изображении ) и др.
Способность понять и принять инструкцию.
Любое задание начинаем с инструкции .
Сейчас я буду называть тебе слова ,а ты запоминай их.
Посмотри на картинки и запомни их.
Посмотри на эти буквы ,тебе нужно зачеркнуть здесь все буквы А , обвести в кружок все буквы В и т.д.
Повтори ,что нужно сделать.
Способность работать по плану.
Смотрим ,с чего начать (ставим карандаш на точку ,ведём диагональ вправо вверх одну клеточку, вниз две клеточки и т.д._
Ребенок часто начинает делать по-своему ,путается .Пускай попробует ,затем обращаете внимание на то ,что любое задание требует внимания и начинаете диктовать ему ,при этом можно взять себе карандаш и работать им как указкой. Затем сравнить ,что было вначале и что получилось после тог ,как ребенок выполнить все по правилам.
Умение оценивать результат работы .
Выбираем только правильно написанные буквы ,обводим их в кружок ,подчеркиваем ,показываем папе ,бабушке ,радуемся вместе с ребенком. .На следующем занятии говорим : «Ты умница ,посмотри ,у тебя получилось ещё лучше ,и уже больше букв мы можем обвести».
Важно !
Для того ,чтобы закрепить действие и убедиться ,что ребенок выполняет его осознанно, можно использовать такой приём: инструкцию дает ребенок ,а выполняет действие взрослый.
Работать желательно в медленном темпе. Большое значение на этом этапе имеет оценка взрослых. Важно оценивать только правильное выполнение элементов букв.
Ты молодец ,давай обведём буквы ,которые получились самые красивые.
Какая буква (фигура …)тебе нравится больше всех ?
Успешность формирования навыка письма в большей степени зависит от сформированности зрительного и зрительно-пространственного восприятия.
Расположение графических элементов на поверхности листа , пространственное расположение букв ,её пропорции ,правые и левые части ,верх и низ ,соотношение штрихов -связано со способностью ребенка к зрительному восприятию.
В 6-7 лет ещё недостаточно сформированы мелкие мышцы пальцев , ещё несовершенны механизмы нервно -мышечной регуляции ,низка выносливость статических нагрузок .Поэтому ,характерна нестабильность ,нечёткость ,неровность штрихов ,сильное напряжение мышц руки ,кисти ,пальцев.
Только к 9 годам движения становятся более чёткими, ребенок может варьировать темп письма,скорость.
Многие недооценивают навык рисования.
Многие дети ,которым трудно научиться писать ,"не любят рисовать". При этом речь идет о рисовании определенных фигур (имеющих конкретную форму ,сочетание и расположение элементов ,деталей ,размеры и т.д.), о срисовывании или копировании.
Это связано с недостаточным уровнем развития зрительного и зрительно -пространственного восприятия , зрительной памяти. Эти функции определяют способность ребенка различать буквы ,выделять их характерные особенности, запоминать их и писать с соблюдением размеров.
Важно!
Рисование является особым видом работы с ребенком при подготовке к школе.
При этом огромное значение имеет :
-то ,чем рисует ребенок .
-соблюдение правил рисования (копирования) фигур ,буквенных элементов. .
Педагог на занятии многократно повторяет действия ,просит ребёнка повторить движение в воздухе ,просит запомнить правило (инструкцию ). Некоторые родители не придают этому значение ,особенно при выполнении домашних заданий ,итог –ребенок не запоминает последовательность ,копирует ,пишет так ,как ему легче - закрепляется неправильное написание каких-либо элементов.
До школы нужно научить ребенка правильно держать шариковую ручку, рисовать и копировать геометрические фигуры ,печатать печатные буквы именно шариковой ручкой.
Подготовка к выполнению заданий по письму.
- Сидеть прямо ,не сгибаясь.
- Опираться спиной на спинку стула.
- Не опираться грудью на стол.
- Ноги держать прямо ,стопы на полу или на подствке.
- Обе руки на столе ,локти выступают за край стола.
- Свет падает слева ,у леворукого ребенка-справа)
Как сидят наши дети ? С точностью до наоборот.
Очень важно ,чтобы тетрадь лежала правильно : сначала положить тетрадь прямо перед собой ,затем чуть наклонить вправо ,чтобы нижний левый край тетради находился на уровне середины груди.
Дети часто противятся именно этому правилу ,начинают доказывать ,что у них и так все хорошо получается ,особенно трудно приучить этому учеников ,у которых уже выработалась привычка делать так ,как им удобно ,а маме проще уступить ,чем заставить
Умение правильно держать ручку –тоже довольно сложное задание для малыша. Ребенок противится взять правильно карандаш ,ручку ,сильно нажимает при рисовании и письме ,карандаш у него постоянно падает .Начинаются непредвиденные паузы -вместо того ,чтобы усвоить какое -либо правило -ребенок постоянно переключается на то ,чтобы достать этот карандаш.
Поэтому приходится иногда предупреждать -карандаш не падает ,получаешь дополнительный балл ,сидишь ровно ,тетрадь держишь правильно -получаешь дополнительную наклейку.
Какая мотивация у маленьких детей? Умение научиться ровно чертить линии?Конечно ,нет. А вот большая красивая наклейка -это замечательно.
Как правильно держать ручку?
Указательный палец поддерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого пальца.
Важно каждый раз ,прежде ,чем ребенок начнёт работать ,проверить правильно ли он держит ручку (карандаш)
Кукую ручку выбрать?
Лучший вариант-обычная шариковая с резиновой насадкой для пальцев.
Важно! Если рука опирается не на мизинец ,а на тыльную часть кисти ,то письмо становится неудобным, чёткий почерк в таком случае невозможен.
При обучении детей навыкам письма -главное -систематичность ,постоянное напоминание правил,чтобы любое действие выработалось до автоматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_pisma.docx | 95.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс формирования письма продолжается четыре -пять лет и проходит несколько стадий:
Первая стадия -простейшие графические движения -штрихи ,линии ,каракули.
Вторая стадия -правильное выполнение графических элементов букв.
Третья стадия -написание слогов ,слов.
Четвертая стадия -письменная речь -процесс выражения мыслей.
Если необходимые графические и технические навыки к этому этапу не сформированы, то преждевременное ускорение письма приводит к ухудшению почерка и различным ошибкам.
От чего зависит становление навыка письма?
- Способность концентрировать внимание и работать не отвлекаясь в течение определенного времени
- Способность понять и принять инструкцию.
- Способность работать по плану.
- Умение оценивать результат работы.
Способность концентрировать внимание .
Помогут элементарные игры типа «Найди отличия» , «Найди сначала сходство , а затем различие», «Соедини по точкам» , «Скопируй по точкам», «Выполни по образцу» ,«Зеркало» ( ребенок повторяет рисует в зеркальном изображении ) и др.
Способность понять и принять инструкцию.
Любое задание начинаем с инструкции .
Сейчас я буду называть тебе слова ,а ты запоминай их.
Посмотри на картинки и запомни их.
Посмотри на эти буквы ,тебе нужно зачеркнуть здесь все буквы А , обвести в кружок все буквы В и т.д.
Повтори ,что нужно сделать.
Способность работать по плану.
Смотрим ,с чего начать (ставим карандаш на точку ,ведём диагональ вправо вверх одну клеточку, вниз две клеточки и т.д._
Ребенок часто начинает делать по-своему ,путается .Пускай попробует ,затем обращаете внимание на то ,что любое задание требует внимания и начинаете диктовать ему ,при этом можно взять себе карандаш и работать им как указкой. Затем сравнить ,что было вначале и что получилось после тог ,как ребенок выполнить все по правилам.
Умение оценивать результат работы .
Выбираем только правильно написанные буквы ,обводим их в кружок ,подчеркиваем ,показываем папе ,бабушке ,радуемся вместе с ребенком. .На следующем занятии говорим : «Ты умница ,посмотри ,у тебя получилось ещё лучше ,и уже больше букв мы можем обвести».
Важно !
Для того ,чтобы закрепить действие и убедиться ,что ребенок выполняет его осознанно, можно использовать такой приём: инструкцию дает ребенок ,а выполняет действие взрослый.
Работать желательно в медленном темпе. Большое значение на этом этапе имеет оценка взрослых. Важно оценивать только правильное выполнение элементов букв.
Ты молодец ,давай обведём буквы ,которые получились самые красивые.
Какая буква (фигура …)тебе нравится больше всех ?
Успешность формирования навыка письма в большей степени зависит от сформированности зрительного и зрительно-пространственного восприятия.
Расположение графических элементов на поверхности листа , пространственное расположение букв ,её пропорции ,правые и левые части ,верх и низ ,соотношение штрихов -связано со способностью ребенка к зрительному восприятию.
В 6-7 лет ещё недостаточно сформированы мелкие мышцы пальцев , ещё несовершенны механизмы нервно -мышечной регуляции ,низка выносливость статических нагрузок .Поэтому ,характерна нестабильность ,нечёткость ,неровность штрихов ,сильное напряжение мышц руки ,кисти ,пальцев.
Только к 9 годам движения становятся более чёткими, ребенок может варьировать темп письма,скорость.
Многие недооценивают навык рисования.
Многие дети ,которым трудно научиться писать ,"не любят рисовать". При этом речь идет о рисовании определенных фигур (имеющих конкретную форму ,сочетание и расположение элементов ,деталей ,размеры и т.д.), о срисовывании или копировании.
Это связано с недостаточным уровнем развития зрительного и зрительно -пространственного восприятия , зрительной памяти. Эти функции определяют способность ребенка различать буквы ,выделять их характерные особенности, запоминать их и писать с соблюдением размеров.
Важно!
Рисование является особым видом работы с ребенком при подготовке к школе.
При этом огромное значение имеет :
-то ,чем рисует ребенок .
-соблюдение правил рисования (копирования) фигур ,буквенных элементов. .
Педагог на занятии многократно повторяет действия ,просит ребёнка повторить движение в воздухе ,просит запомнить правило (инструкцию ). Некоторые родители не придают этому значение ,особенно при выполнении домашних заданий ,итог –ребенок не запоминает последовательность ,копирует ,пишет так ,как ему легче - закрепляется неправильное написание каких-либо элементов.
До школы нужно научить ребенка правильно держать шариковую ручку, рисовать и копировать геометрические фигуры ,печатать печатные буквы именно шариковой ручкой.
Подготовка к выполнению заданий по письму.
- Сидеть прямо ,не сгибаясь.
- Опираться спиной на спинку стула.
- Не опираться грудью на стол.
- Ноги держать прямо ,стопы на полу или на подствке.
- Обе руки на столе ,локти выступают за край стола.
- Свет падает слева ,у леворукого ребенка-справа)
Как сидят наши дети ? С точностью до наоборот.
Очень важно ,чтобы тетрадь лежала правильно : сначала положить тетрадь прямо перед собой ,затем чуть наклонить вправо ,чтобы нижний левый край тетради находился на уровне середины груди.
Дети часто противятся именно этому правилу ,начинают доказывать ,что у них и так все хорошо получается ,особенно трудно приучить этому учеников ,у которых уже выработалась привычка делать так ,как им удобно ,а маме проще уступить ,чем заставить .
Умение правильно держать ручку –тоже довольно сложное задание для малыша. Ребенок противится взять правильно карандаш ,ручку ,сильно нажимает при рисовании и письме ,карандаш у него постоянно падает .Начинаются непредвиденные паузы -вместо того ,чтобы усвоить какое -либо правило -ребенок постоянно переключается на то ,чтобы достать этот карандаш.
Поэтому приходится иногда предупреждать -карандаш не падает ,получаешь дополнительный балл ,сидишь ровно ,тетрадь держишь правильно -получаешь дополнительную наклейку.
Какая мотивация у маленьких детей? Умение научиться ровно чертить линии?Конечно ,нет. А вот большая красивая наклейка -это замечательно.
Как правильно держать ручку?
Указательный палец поддерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого пальца.
Важно каждый раз ,прежде ,чем ребенок начнёт работать ,проверить правильно ли он держит ручку (карандаш)
Кукую ручку выбрать?
Лучший вариант-обычная шариковая с резиновой насадкой для пальцев.
Важно! Если рука опирается не на мизинец ,а на тыльную часть кисти ,то письмо становится неудобным, чёткий почерк в таком случае невозможен.
При обучении детей навыкам письма -главное -систематичность ,постоянное напоминание правил,чтобы любое действие выработалось до автоматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Консультация"Этапы формирования навыков письма"
Письмо имеет очень сложную психологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль,зрительно-моторные координации и моторный контроль....
Формирование навыка письма у детей
Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный....
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА
Для того, чтобы было понятно, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо предста...
«Формирование навыков письма у детей с ТНР, будущих школьников».
laquo;Письмо развивает искусство владения словом». (Цицерон). Формирование навыков письма у детей с ТНР, будущих первоклассников, является одним из условий успешного обучения ребенка в шко...
1. Информационный чек-лист для родителей "Предпосылки правильного формирования навыков письма и чтения"
Информационный чек-лист по теме "Предпосылки правильного формирования навыков письма и чтения" предназначен для размещения в уголке для родителей "В гостях у логопеда"....