«Формирование навыков письма у детей с ТНР, будущих школьников».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

«Письмо развивает искусство владения словом». (Цицерон). 

Формирование навыков письма у детей с ТНР, будущих первоклассников, является одним из условий успешного обучения ребенка в школе. Насколько грамотно, правильно красиво будет писать ребенок, зависит его успеваемость в школе, самооценка.

Письменная речь, это вид речи, который состоит в фиксации на бумаге элементов устной речи, посредством соответствующих графических знаков.

Письмо, является один из сложных, важных навыков, это объёмный трудоемкий процесс, в котором задействованы многие отделы головного мозга:

зрительные отделы – хранят графические образы букв, слов, отвечают за воспроизведение;

слуховые – фиксируют звуковые характеристики,

моторные, отвечают за движения рук, пространственные представления, ориентации букв, умение контролировать движения руки и свои действия.

 Сложный по структуре навык письма рекомендовано развивать с 2 - 3 лет возраста, дошкольный период называют ориентировочной стадией развития письма, физиологически условия для письма формируются у детей к 7 годам, в полном объеме навык письма автоматизируется в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_nav_pisma.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков письма у детей с ТНР, будущих школьников».

Онегова Татьяна Леонидовна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

«Письмо развивает искусство владения словом». (Цицерон).  

Формирование навыков письма у детей с ТНР, будущих первоклассников, является одним из условий успешного обучения ребенка в школе. Насколько грамотно, правильно красиво будет писать ребенок, зависит его успеваемость в школе, самооценка.

Письменная речь, это вид речи, который состоит в фиксации на бумаге элементов устной речи, посредством соответствующих графических знаков.

Письмо, является один из сложных, важных навыков, это объёмный трудоемкий процесс, в котором задействованы многие отделы головного мозга:

зрительные отделы – хранят графические образы букв, слов, отвечают за воспроизведение;

слуховые – фиксируют звуковые характеристики,

моторные, отвечают за движения рук, пространственные представления, ориентации букв, умение контролировать движения руки и свои действия.

 Сложный по структуре навык письма рекомендовано развивать с 2 - 3 лет возраста, дошкольный период называют ориентировочной стадией развития письма, физиологически условия для письма формируются у детей к 7 годам, в полном объеме навык письма автоматизируется в школе.

Для формирования навыка письма, проводится

- Предварительная работа по:

Развитию мелкой, общей моторики

Пространственных представлений

Фонематического восприятия

- Основными направления развития являются:

Фонетическое развитие, правильное произношение всех звуков русского языка

Фонематический анализ. Звуковой анализ, умение распознавать звуки, из которых состоит слово, соотносить звуки с буквами, воспроизводить звуки в письменной форме.

Графическое. Графические умения, правильно писать буквы, знаки.

Здоровьесберегающее, гигиенические правила письма. Правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями, тетрадями.

- Подготовительная работа по овладение навыками письма с дошкольниками в детском саду включает:

- Общее физическое развитие, подготовку, развитие состояния мышц, осанки, выносливости.

- Физическому развитию способствует игры, упражнения на координацию движений на занятиях, свободной игровой деятельности.

- Формирование мелкой моторики, развивает способность управлять пальцами рук.

Для детей дошкольного возраста увлекательными являются игры с природным материалом, кинетическим песком, лепка из пластилина, создание аппликаций, картин из мозаики, шнуровки, застёжки, пальчиковые игры, массаж пальцев, раскраски, штриховки, рисование, написание букв на манке, песке, игры с конструктором, упражнения с карточками-тренажерами на межполушарное развитие и т.д.

Данные виды работы способствуют развитию моторики, навыка ориентироваться в пространстве, развивают усидчивость, аккуратность, способствуют концентрации внимания.

- По развитию моторики используется тренажер «Нейробазис»

Комплекс включает:

упражнения «Руки», упражнения «Повтори за мной», упражнения «Коснись нужной точки», упражнения «Покажи количество на пальчиках»,

упражнения «Животные, действия», различные части тела обозначены названия животных. Выполнить действия, соотнося названия животных с частями тела. Упражнение «Шевели пальцами», пальцы соответствуют буквам. Игры развивают моторику, улучшают реакцию, внимание, память, синхронизируют работу полушарий мозга.

- В дошкольном возрасте дети осваивают основы фонетики русского языка.

Формируется правильное произношение всех звуков русского языка.

Дети владение основами понятиями: Гласные, согласные звуки и буквы, твердость-мягкость; звонкости-глухости согласных, парные - непарные согласные, выполняют слоговой, звуковой анализ. В работе по фонематическому анализу используются пособия, методики Нищевой, Ткаченко, Александровой, Журавой и др.

- Для активизация творческой деятельности по усвоению фонетики, применяется нейротренажер, по мозжечковой стимуляции мозга.

Доска Бильгоу. С набором принадлежностей:

 Мишень цветная: цифры 1-10, основные геометрические фигуры, сенсорные мешочки 7 цветов, различные наполнители, кинезиологическими мячами, мячи – подвесы

Стойка с мишенями – целями: цифры 1-5, основные цвета, с другой стороны мишени – геометрические фигуры, оснащена магнитами, с мячом – маятником. Упражнения: попасть мячом – маятником в цель на стойке.

В комплект входят: Сенсорные цветные мешочки, с различными наполнителями. Кинезеологические мячи, мячи – подвесы разного размера, цвета.

Цветная планка, мяч-маятник.

4 блока упражнений, с методическими рекомендациями. Отдельно создан блок по формированию речи.

Работа с балансирбордом улучшает:

Координацию. Работу мозга. Речь. Пространственные восприятия. Мышечную систему.

Социально-коммуникативные навыки. Координацию, вестибулярный аппарат. Внимание.

Ловкость. Мышление. Устный счет. Глазомер.

Балансирборд применяется в играх на развитие фонетической стороны речи, на координацию речи с движением:

Правильное произношение звуков, в слоге, слове, предложении и т.д. Звукослоговая структура слогов, слов, предложений.

На развитие фонематического восприятия, навыков фонематического   анализа, синтеза: Повторение слогов с оппозиционными звуками. Выделение начального ударного гласного из слов. Выделение конечного согласного из слов. Выделение начального согласного из слов. Определение последовательности звуков в слове. Определение количества звуков в словах и др.

- В процессе обучения применяется последовательная методика по формированию навыков письма.

Последовательность методики по формированию навыка письма, включает основные темы занятий, упражнений:

-  Соблюдать правильную позу при письме, правильно держать карандаш. Учимся правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш.

- Правильно ориентироваться в пространстве. Знакомимся, закрепляем понятия лево-право, после, между, впереди, за, верхний, нижний. Развиваем пространственные представления. Навык ориентации на плоскости. Например, Верхний правый, левый угол; нижний левый, правый угол и т.д.

- Рисовать и распознавать в картинках горизонтальные линии.

- Рисовать и распознавать в картинках вертикальные линии. Обводим и рисуем вертикальные линии.

- Рисовать и распознавать в картинках наклонные линии. Обводим и рисуем наклонные линии.

- Обводим картинки точно по контуру, раскрашиваем картинки, не заходя за контур.

Обводим рисунки по контуру.

- Штриховать картинки в разных направлениях. Штрихуем картинки горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями. Придумываем свои направления штриховки.

 - Рисовать круги, овалы, различать их. Рисуем круги, овалы, окружности различаем их, определяем какие окружающие предметы имеют круглую, овальную форму.

Навык соотношения размеров фигуры. Например, Дорисуй часть картинки справа, слева.

- Рисовать спирали. Рисуем закрученные, раскрученные спирали от точки начала круговыми движениями руки.

- Свободно передвигать руку по линии письма. Рисуем дорожки, начиная от точки начала по направлению стрелки.

- Рисовать петлеобразные линии. Обводим, рисуем петлеобразные линии (петли), предварительно конструируем из шнурка или проволоки, проводим в нужном направлении пальчиком по петлям. Находим и рисуем петлеобразные линии в картинках.

- Навык рисования ломаных линий. Рисовать зигзаги. Обводим, рисуем зигзаги. Навык рисования кривых линий.

- Рисовать различные линии. Обводим и рисуем различные линии в картинках, проговаривая какую линию ведет.

После успешного выполнения тестового задания, переходим к обучению написания печатных букв, в старше-подготовительном возрасте переходим к этапу:

Знакомство с буквами, освоение их написанию.

Написание печатных букв русского алфавита.

Звуковому анализу, учимся различать особенности, порядок звуков, для воспроизведения в письменной форме.

В соответствии с разделом программы по обучению грамоте.

- Заключительный этап:

- Познакомиться с алфавитом.

Знакомство с алфавитом. Закрепляем написании букв, слов, коротких предложений.

Для формирования навыков письма, для детей с нарушениями общей, мелкой моторики используются комплект по развитию графомоторики, каллиграфии, письменной речи из набора «Нейротренажеры», «Пертра», «Инклюзив – Лого», с использованием пластин, магнитов, космического песка, букв, фигурок, трафаретов. Графомоторные навыки, основа красивого, понятного подчерка, умение концентрировать внимание на деталях письма. Дети учатся выполнять четкие линии в пространстве, на плоскости, в игровой форме знакомятся с буквами, словами.

- Здоровье сберегающие, гигиенические правила письма.  

На протяжении всего периода обучения, дети учатся, закрепляют, соблюдают правила, как правильно держать карандаш, правила осанки при письме.

Как правильно держать пишущий инструмент, ручку, карандаш при письме, чтобы предотвратить в последующем низкую скорость письма, плохой подчерк:

Держать под углом 50-60 градусов. Противоположный конец ручки направлен к плечу.

Тремя пальцами: большим, указательным, средним. Большой, средний удерживает ручку, указательный прижимает сверху. Расстояние от кончика карандаша до указательного пальца 1,5 - 2 см. Оптимальная длина ручки 15 см, толщина 8-9 мм, нескользкая поверхность, треугольное сечение с выемкой для большого и указательного пальцев.

Как правильно сидеть за столом:

Сидеть прямо. Опираться спиной на спинку стула. Оба плеча на одной высоте.

Расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони. Ноги держать прямо, стопы на полу, или подставке, колени под прямым углом. Обе руки на столе, опираются на край стола. Свет при письме падает слева для правшей, справа для левшей. Писать прямо, наклон создается за счет положения тетради.

Комплексное воздействие в развитии слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических направлений, способствует формированию навыков письма у детей с ТНР, будущих школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Формирование навыка письма у детей 6-7 лет.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15021424","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Процесс формирования письма продолжается четыре -пять ле...

Консультация"Этапы формирования навыков письма"

Письмо имеет очень сложную психологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль,зрительно-моторные координации и моторный контроль....

Формирование навыка письма у детей

Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный....

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА

Для того, чтобы было понятно, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо предста...

1. Информационный чек-лист для родителей "Предпосылки правильного формирования навыков письма и чтения"

Информационный чек-лист по теме  "Предпосылки правильного формирования навыков письма и чтения" предназначен для размещения в уголке для родителей "В гостях у логопеда"....