Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе
консультация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_irushek.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе
Изучение и сопоставление различных дошкольных образовательных программ, результатов анкетирования и опроса дали возможность определить варианты взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам приобретения, использования игр и игрушек в условиях семьи. Это обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребёнком, консультирование по вопросам создания предметно-развивающей среды дома, информирование о психолого-педагогической значимости игрушки, знакомство с игровой продукцией.
На встречах с родителями детей старшего дошкольного возраста необходимо раскрыть программные требования к выпускнику детского сада и продемонстрировать игры и игрушки, помогающие освоить эти требования в игровой деятельности. Ведь так часто декларируемые слова «игра – ведущий вид деятельности дошкольника» остаются только словами и подменяются проведением занятий в искажённой классно-урочной системе.
Ещё в прошлом веке «Азбука семейной жизни» предупреждала молодых родителей о том, что ребёнок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь родителям следует знать, что такое школьная зрелость.
Определение степени готовности ребёнка к учёбе в школе
Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребёнка к школе:
- Психофизиологическое направление:
- общее физическое развитие;
- характеристика движений;
- степень моторики рук;
- произвольная регуляция действий;
- уровень работоспособности и степень утомляемости.
- Интеллектуальное направление:
- уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности;
- степень развития мыслительных операций;
- развитие отдельных познавательных психических процессов.
- Личностная готовность ребёнка:
- наличие нравственных категорий;
- применение волевых усилий;
- сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми);
- умение слушать другого человека;
- уровень самооценки дошкольника.
Готовя ребёнка к учёбе в школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, – это поможет приучить ребёнка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребёнок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребёнка по подготовке к школе.
На основе действующих программ по дошкольному образованию рассмотрим некоторые требования к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерную тематическую направленность игр и игрушек, которые помогают сформировать у будущего первоклассника представление об окружающем мире.
№ п/п | Знания и умения ребёнка, которыми он должен владеть перед поступлением в школу | Тематическая направленность игр |
1 | Ребёнок должен знать:
| Настольные игры, пособия, пазлы, лото (в т.ч. звуковые), викторины, наборы фотографий, карты и т.д. из различных материалов на темы: «Семья», «Моя квартира», «История города» (например, Санкт-Петербурга). Конструкторы и строительные наборы на темы: «Дом», «Деревенская избушка», «Фермер», «Храм» и др. |
2 |
| |
3 | Ребёнок должен быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности. | Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы): «Улица», «Опасные ситуации», «Опасно – безопасно», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Азбука пешехода», «Дорога», «Светофор», «Горящий дом» и др. |
4 | Различать виды транспорта | Домино, конструкторы лото, наглядно-дидактические пособия, рамки-вкладыши по видам транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и др.), игрушечные машины, в т.ч. специальные (пожарная, скорой помощи, самосвал, трейлер, кран, цистерна, ракетовоз и др.). |
5 | Иметь представление о различных профессиях. | Настольно-печатные и развивающие игры, лото, дидактические наборы, конструкторы на темы: «Профессии», «Спасатели», «Парикмахерская», «Пожарная станция», «Супермаркет», «Мини-магазин», «Мастерская» и т.д. |
6 | Правильно называть:
Знать основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года. | Объёмные лото, настольно-печатные игры, дидактические наборы, лото и домино, например, «Времена года», «Многоцветный круг», «Сказочный круг», «Календарь погоды» и др. |
7 | Помнить названия и порядок дней недели | Лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, конструкторы, например, «Всё о времени», «Я учу дни недели», «Весёлый распорядок дня» и т.д. |
8 | Различать домашних и диких животных, обитающих в России, жарких и северных странах; знать их повадки и отличия, названия детёнышей; иметь представление о зимующих и перелётных птицах. | Игрушки, изображающие животных и их детёнышей, лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, например, «Семья ягнёнка (жеребёнка, козлёнка, поросёнка)»; «Кто чья мама?», «Дикие (домашние) животные и их детёныши»; «Животные Севера», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и её обитатели», «В мире животных (Кто где живёт?)», «Живая природа», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы» и др. |
9 | Знать и различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания. | Дидактические пособия, лото (в т.ч. объёмные), развивающие игры, кубики, мозаики, настольно-печатные игры, например, «Корзинка с фруктами или овощами», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые», «Где мы растём?», «Аскорбинка и её друзья», «Пирамида здоровья» и др. |
10 | Уметь:
| Настольно-печатные игры, наглядно-дидактические пособия, кукольный театр и т.д., например, «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказки и животных», «Играем в театр», «Русские народные сказки», «Опорные картинки для пересказа», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Развиваем речь», «Незнайка в Солнечном городе» и др. |
11 | Ребёнок должен:
| Настольно-печатные и развивающие игры, наглядно-дидактические пособия, игры в слова, например, «Заселяем домики», «Звуки», «Весёлые звуки», «Речевая тропинка», «Делим слова на слоги», «Прочитай по первой букве» и др. |
12 | Различать и правильно называть геометрические фигуры:
| Дидактические наборы, настольно-печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры, например, «Форма», «Геометрические фигуры», «Цветная геометрика», «Квадраты», «Геометрические формы» и др. |
13 | Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ). | Дидактические игры «Не ошибись!», «Найди по описанию» и т.д. |
14 | Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10. | Развивающие и логические игры «Математика 1, 2, 3», «Математические весы», «Счётные кубики», «Математические яйца», «Играем в математику», «Весёлый счёт», «Юный математик», «Первый счёт», «Счётные палочки Кюизенера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Считалочка с Русалочкой», «Считалочка с Маугли», «Умное домино» и т.д. |
15 | Владеть ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры, рисовать карандашом геометрические фигуры, людей, проводить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать изображения предметов, не выходя за контуры. | Развивающие и логические игры, дидактические пособия из различных материалов, например, «Геометрическая мозаика», «Моторика 1, 2, 3», «Трафареты», «Умные клеточки 1, 2, 3». |
16 | Развивать память, внимание, мышление | Логические игры и дидактические пособия на разных материалах, например, «Развиваем память», «Что перепутал художник?», «Смотри, играй, запоминай», «Морской бой» и др. |
«…Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» – эти строки написаны М.Горьким в прошлом столетии и по-прежнему актуальны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль познавательных психических процессов при подготовке детей к школе .
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. И нере...
Школа для заботливых родителей «Роль исследовательской деятельности в подготовке детей к школе»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необх...
Роль семьи в нравственно-волевой подготовке детей к школе
Консультация для родителей подготовительной группы, раксрывающая один из важнейших компонентов готовности к школе - эмоционально-волевую сферу....
Консультация для родителей "Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе"
Консультация для родителей "Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе"...
«Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе».
laquo;Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!...
Консультация на родительское собрание «Роль игры в подготовке детей к школе», «Роль дидактических игр в развитии детей».
ТЕМА: «Роль игры в подготовке детей к школе»,«Роль дидактических игр в развитии детей». Повестка родительского собрания.1. Консультация родителей. Старшая группа. Тема: &l...