Консультация для родителей Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности его труда; развить потребность в книге, стремление научится читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Солнышко
Консультация для родителей
Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности его труда; развить потребность в книге, стремление научится читать.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять, установленные правила, прилагать определенные усилия, для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие особенности, умение работать коллективно. Все необходимо будущему первокласснику. Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как «Школа», «Трудовой лагерь», «Библиотека» и т.п. В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а так же их мечты и желания. Однако интересной по содержанию, творческому замыслу, с большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать. Разрозненные впечатления о школе не всегда отражаются в играх, а если и отражаются, то, как правило, эти игры носят однообразный характер, неглубоки по содержанию. Возникают они в основном по совету воспитателя или по инициативе, отдельных, наиболее активных ребят. Остальные дети, не имея достаточных представлений о школе, в начале игры поддерживают инициативу организатора, потом интерес угасает, и они переключаются на другие игры.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им (причем рассказывать в соответствии с темой проведенной экскурсии должны как воспитатели, так и родители), ведя переписку с детьми других детских садов.
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать. Например, воспитатель может напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются спортом и тогда при «школе» устраивается спортивный зал и мастерская, «ученики» отправляются в туристический поход или собирают растения для гербария.
Сделают игру интереснее так же настольные дидактические игры: «Арифметическое лото», «Сказочная азбука» и др.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытывали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм «Первое сентября», «Праздник букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование на стадионе». В течение года они отражают эти события в играх разного содержания, причем наблюдается не просто фотографическое отображение знакомых фактов, а сложный синтез реальных явлений с плодами детской фантазии. Именно в игре дети практически реализуют то,что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих экскурсий, бесед и встреч со школьниками они проявляют повышенную познавательную активность: просят показать тетради и учебники, расспрашивают об отдыхе в пионерском лагере, о занятиях в кружках.
Развитию познавательных интересов детей служат «уроки», которые проводятся в «школе». Очень привлекают ребят уроки математики. Учителем обычно выбирают ребенка, который лучше других умеет считать, составлять задачи. Иногда учитель сам собирает учеников, и тогда ход игры определяется его замыслом, его планом. На уроках по родному языку дети читают любимые стихотворения, играют со сказочной азбукой. Лепка, рисование, пение и физкультура – уроки, интерес к которым у детей сохраняется еще от игры в детских садах. Ребята играют небольшими группами, и, что наиболее характерно для уроков по этим предметам, все хотят быть учителем. Играя, дети усваивают несложные понятия и в образе ученика длительное время могут «учится», не чувствуя усталости. Под влиянием рассказов школьников появляются уроки истории, географии, природы.
Готовясь к уроку, учитель задает вопросы воспитателю, обдумывает заранее, что и как он расскажет ученикам.
Часто интерес к предмету, проявившийся у детей во время игр в школу в детском саду, сохраняется у них в школе.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к проведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают более характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.
Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовлетворение от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать.
Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется прежде всего при выборе ими исполнителя этой роли в игре.
Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т.д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, Дом пионеров, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются играми, где основные роли выполняют дети. Например, куклы-«пионеры» приходят в гости в детский сад или как младшие сестры и братья «школьников» присутствуют на праздниках.
В играх закрепляется положительное отношение детей к школе, которое на первых парах носит еще неустойчивый характер. Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой, и поэтому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге. Раскрыть перед детьми ее познавательную ценность, воспитать потребность в ней, желание научится читать помогают экскурсии в библиотеку, выставки книг, встречи с людьми, создающими книги, длительные игры по мотивам любимых книг, игры-путешествия, в которых дети используют сведения, почерпнутые из книг, музыкально-литературные утренники и викторины.
Игра способствует привитию нужных для обучения качеств: любознательности, пытливости ума, познавательного отношения к окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»
В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...
Консультация для родителей "Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе"
Консультация для родителей "Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе"...
Консультация для родителей Готовность руки к письму, важный этап подготовки детей к школе.
Привлечь внимание родителей к одному из этапов обучения, через показ целенаправленных методов и приемов на развитие мелкой моторики....
Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе
Готовя ребёнка к учёбе в школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, – эт...
Консультация для родителей. Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Тема: "Роль сюжетно- ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"....
Консультация для родителей Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость....