Технология детского экпериментирования как средство развития ребенка.
консультация на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_detskogo_eksperimentirovaniya.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология детского экспериментирования, как средство развития ребенка
Технология детского экспериментирования, как средство развития ребенка
«Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» утверждают педагоги-практики.
В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи.
Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. При проведении экспериментирования можно использовать доступные предметы и вещества, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов. Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом. Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Формирование развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
• Связь теории с практикой.
• Развивающий характер воспитания и обучения.
• Индивидуализация и гуманизация образования.
• Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
• Целостность и системность обучающего процесса.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Структура занятия - экспериментирования:
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Уточнение плана исследования.
• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
В процессе работы я поняла, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. Среда должна создавать условия для:
- возможности действий с природным и рукотворным материалом;
- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- усиление интереса к явлениям природы;
- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
Но «Один в поле не воин» - гласит пословица. Мы должны заинтересовать этой технологией и родителей. Поэтому с родителями провожу консультации, создала альбом экспериментирование в интернет ресурсах, где родители наглядно могут увидеть как и какие мы с детьми проводим эксперименты. Следовательно, родители охотнее стали обращаются за помощью, делятся своими впечатлениями.
В своей работе активно использую технологию детского экспериментирования, что позволяет мне достичь определенных результатов. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и уверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка
Статья для воспитателей...
Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.
Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...
Музыка как средство развития ребенка, Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка.
Консультации для родителей...
Положение о смотре - конкурсе на лучшую разработку дидактического средства развития ребенка в технологии «Лэпбук»
Смотры-конкурсы среди педагогов в ДОУ способствуют становлению и дальнейшему развитию педагогического мастерства....
"Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ"
Публикация в интернет журнале https://planeta-p.space/jonrnal...
Конспект на тему: "Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ"
laquo;Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ»Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с ...
Консультация для педагогов на тему: Технология «Сторисек» как эффективное средство развития ребенка
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...