Расширение психолого-педагогических знаний в родительской среде
материал на тему
Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога ДОО является психопросвещение. В современном мире существуют разные формы работы в данном направлении: размещение информации на стенде, родительские встречи, семинары - практикумы, лекционные беседы, интервью и т.д. Данный материал был презентован в прямом эфире городского радио в передаче "Мамина школа". Эта программа для мам и пап, для их детей и учителей. Мамина школа зовет в гости всех, кому интересно правильное развитие и воспитание ребенка, кто готов расти вместе со своим чадом, радоваться и решать самые злободневные семейные проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tv_2017g.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Ссылка на интервью http://www.27trk.ru/radio/projects/mamina-shkola/68771/
Корреспондент: Ни для кого не секрет, что все мамы и папы, так или иначе, имеют собственный взгляд на то, как правильно воспитывать свое чадо, чем его кормить и когда укладывать спать. Чаще всего такие знания складываются из советов родителей, бабушек и дедушек, а также современной литературы. В идеальном варианте для всех вышеуказанных членов семьи, ребенок должен быть здоровым, активным, подвижным и общительным. При этом, нельзя недооценивать в жизни маленького человека, роль первого учебного заведения – детского сада. В последнее время многие принимаемые законы и нормы, касающиеся этих учреждений, также направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Для этого создаются специальные условия, начиная от правильного освещения и заканчивая благоприятным психологическим микроклиматом в группе. Однако стоит обратить внимание на то, как сам малыш чувствует себя в предлагаемых условиях.
Гость студии - педагог-психолог детского сада №63 «Золотой ключик», Наталья Викторовна Кузнецова. Здравствуйте, Наталья Викторовна.
Наталья Викторовна: здравствуйте
Корреспондент: с какого возраста, не беря во внимание семейные причины, ребенка лучше всего отдавать в ясли или в сад?
Наталья Викторовна: Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от индивидуальных особенностей малыша, от его характера, темперамента, от модели семейного воспитания и т.д. Некоторые дети и в 2 года готовы к саду и адаптируются очень легко. В полтора года, на мой взгляд, рано. В этот период только, только начинает ослабевать сепарационная тревога, но малыш еще очень привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие. Я считаю наиболее благоприятным моментом поступления ребенка в детский сад – 3-4 года. К 3 годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, обладает навыками самообслуживания и проявляет интерес к другим детям. «Ты большая, а мне надо ребенков».
Корреспондент: как нужно вести себя родителям при поступлении ребенка в детский сад? Нужно ли разрешать брать ребенку с собой из дома игрушку или другие предметы?
Наталья Викторовна: прежде всего необходимо определить, что родители готовы к посещению ДОУ. Бывают истории, когда мама приводит ребенка в сад, в пору адаптировать ее: в глазах слезы, неуверенность. Прежде всего четко определите для себя: малыш идет в детский сад, там ему будет комфортно, мы приложим все усилия, чтобы адаптация прошла легко. Т.е дома малыш не должен видеть и слышать тревоги в голосе, он все чувствует. Настраивайте малыша на позитив.
Подготовьтесь заранее, за несколько месяцев ознакомьтесь с режимом дня, и старайтесь его придерживаться.
При поступлении в детский сад у ребенка должны быть развиты некоторые навыки самостоятельности.
Прислушивайтесь к воспитателям, по результатам наблюдения педагог-психолог составит индивидуальный адаптационный маршрут и постепенно ребенок привыкнет к новой обстановке.
Чего нельзя делать?
Не сравнивайте малыша его поведение с другими детьми.
Не ругайте за утренние слезы, пообещайте, что вы его заберете, но не обманывайте.
Вечером будьте вместе, разговаривайте, читайте, играйте. Больше обнимайте и гладьте ребенка. Говорите о ДОУ только положительно, не выпытывайте у малыша, обижали тебя, а что сказала тетя и т.д.
Корреспондент: как вы считаете, всем ли детям обязательно нужно посещать дошкольное учреждение, или в этом нет большой необходимости?
Наталья Викторовна: сегодня понятие «несадовский» ребенок не так режет слух, как раньше. Посещать ли ребенку детский сад решает только семья. Есть дети, которые находятся с няней весь дошкольный период, есть дети, которые посещают центр дошкольного развития. Я за детский сад! И объясню почему. Во-первых, детям необходимо общение со сверстниками, причем не просто общение, а совместная деятельность, игра, включенность в группу. Далее, именно в, детском саду ребенок учится общаться со взрослыми ребенок признает, что кроме мамы есть другие взрослые, к которым надо прислушиваться и даже выполнять поручения. Наконец, вся жизнь и деятельность детского сада организована так, что решает огромное количество задач, направленных на полноценное гармоничное формирование личности ребенка, на достижение главной цели- счастливое детство. В ДОУ ребенок развивается во всех направлениях социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и т.д. Жизнь современного детского сада насыщенна и интересна.
Корреспондент: в детский сад обычно ходят дети от 2 до 7 лет. Какие психологические изменения происходят с ними за этот период?
Наталья Викторовна: чтобы ответить на этот вопрос нам с вами не хватит времени целой передачи, но основные моменты я постараюсь обозначить.
Итак, ребенок в период дошкольного детства
1.Овладевает сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), это своего рода сетка, через которую мы смотрим на мир. Т.е. ребенок научается воспринимать мир и переходит от субъективной оценки к его объективной характеристике. У него формируется контур цельного детского мировоззрения.
2. У него возникают первичные этические инстанции. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).
3. Появляется соподчинение мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.
4. Психические процессы и поведение становятся произвольными. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.
5. Огромный скачок происходит в развитии познавательных процессов. К семи годам у ребенка достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. В три года ребенок активно использует 1000 слов, а к 6 годам доков 3000слов. Воображение – в раннем дошкольном возрасте ребенок впервые демонстрирует способность замещать одних предметов другими, а к 6-7 годам благодаря развитому воображению ребенок творчески изменяет действительность, представляет воображаемый мир и живет в нем.
6. Личностное развитие ребенка характеризуется формированием самосознания, во второй половине д\ш возраста появляется самооценка. Развивается эмоционально-волевая сфера, ребенок умеет ею управлять.
Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
6. И, наконец, появляется внутренняя позиция школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.
Корреспондент: Что делать если без видимых причин ребенок отказывается ходить в детский сад?
Наталья Викторовна: мы сейчас говорим о ситуации, когда ребенок ходил в детский сад и вдруг…Если причина не видима, это не значит, что ее нет. Надо разговаривать, общаться и пытаться найти эту причину. Самые распространенные невидимые причина- ребенок заболевает, если речь идет о старшем дошкольнике, часто причиной может быть непонимание со стороны сверстников. В последнее время часто встречается причина- прегруз у ребенка. Есть еще одна невидимая причина- выходной у мамы. Обязательно учитывайте эту причину, и, если есть возможность, оставьте малыша дома. Поиграйте, погуляйте, сходите в гости, побудьте вместе. Дорожите этим временем!
Корреспондент: какие праздники вы проводите в своем детском саду? Что делать, если ребенок стеснительный и не хочет на них выступать?
Наталья Викторовна: детском саду №63 проходят интереснейшие праздники. Их организовывают и музыкальный руководитель, и инструктор по физвоспитанию, воспитатель и педагог-психолог, логопед. Что делать, если ребенок стесняется? Во-первых, необходимо понять: ребенок стеснителен от природы. Все мы разные, не каждый взрослый готов выйти на сцену. Вообще стеснительность - это особенность дошкольного возраста, и мы можем бесконечно внушать ребенку, что стесняться не стоит, однако он раскрепоститься только с возрастом. Родители могут лишь помочь ребенку вводя его в общество. Чаще берите малыша туда, где много людей и которые не будут проявлять к нему излишнего интереса. (детские площадки, кафе, торговые центры). А выступать на публике можно начать дома, перед родителями, бабушками. Причем это не обязательно должно быть сольное выступление, пусть это будет домашний театр, где у мамы и малыша будут свои роли или фокусы. Чего нельзя делать, так это стыдить малыша за его стеснительность, сравнивать со сверстниками, пугать. Страшилки повышают тревожность – это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. При проведении праздников и развлечений в нашем детском саду родители не только присутствуют, но и являются активными участниками. И организация совместных выступлений очень зарекомендовала себя, какая девочка не захочет вместе с мамой откажется станцевать флеш-моб, предложенный на 8 марта, мальчик, наверняка, отодвинет стеснение и выйдет вместе с папой на соревнование, чтобы показать всему детскому саду и миру, что его папа лучше всех. Совместно с воспитателями, в рамках недели психологии мы проводили праздник, посвященный семье, абсолютно все дети, разные по характеру и темпераменту вышли вместе со своими бабушками и познакомили нас с традициями своей семьи, которая передается из поколения в поколения.
Корреспондент: что включает в себя понятие «готовность к школе» и как в детском саду строится работа подготовке к школе?
Наталья Викторовна: под школьной готовностью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Старший дошкольник к началу школьного обучения уже прошел огромный путь в своем психическом развитии. Можно выделить три основных направления психологической готовности ребенка к школе, на основе изучения которых можно сделать вывод о школьной зрелости: психофизиологическое, интеллектуальное и личностное.
(Продемонстрировать Филиппинский тест.) Филиппинский тест показывает степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Ответить на вопрос, что в детском саду делают для подготовки к школе можно НИЧЕГО, мы никоим образом не усаживаем детей за столы и не говорим: «Будем готовиться к школе, читать и писать» Нет! Но вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек. Например, когда на консультацию приходят родители и рассказывают, как сложно ребенку даются буквы в 4 года. И как он ленится выполнять домашнее задание, которое задали в центре развития. Эти ситуации, конечно, настораживают.
Корреспондент:что в идеале должен знать и уметь ребенок по окончании ДОУ?
Наталья Викторовна:мы стремимся к тому, чтобы на ступени школьного детства ребенок может:
- научиться учиться и получать от этого удовольствие;
- научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);
- обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).
Условия роста и развития, в сущности, просты. Ребенок плавно переходит с одной ступеньки развития на другую. И здесь важно, чтобы рядом были любящие родители, которые всегда поддержат и создадут благоприятные условия для этого подъема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Психолого-педагогическая работа по ФЭМП в сред. гр. ДОУ"
Статья по психолого-педагогической работе по ФЭМП в сред. гр. ДОУ на конкурс "Вопитатель года - 2013"...
Психолого - педагогическое обследование состояния предметно - пространственной среды групп ДОО.
Согласно п.3.3.4 ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна быть:1. Содержательно насыщенной.2.Трансформируемой.3. Полифункциональной.4. Вариативной.5. Доступной.6. Безопа...
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кром...
Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.
Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....
Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников, предусматривающие научно-методическое, психолого-педагогическое обеспечивание, организацию предметно пространственной среды.
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.Насыщая групповое пространство, надо учитывать в п...
Психолого-педагогические требования к созданию развивающей среды,обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФОП и ФГОС ДО
Данная консультация для педагогов поможет создать развивающую среду в соответствии с ФОП и ФГОС ДО...