Расширение психолого-педагогических знаний в родительской среде
материал на тему

Кузнецова Наталья Викторовна

Одним из основных направлений  деятельности педагога-психолога ДОО является психопросвещение. В современном мире существуют разные формы работы в данном направлении: размещение информации на стенде, родительские встречи, семинары - практикумы, лекционные беседы, интервью и т.д. Данный материал был презентован в прямом эфире городского радио в передаче "Мамина школа". Эта программа для мам и пап, для их детей и учителей. Мамина школа зовет в гости всех, кому интересно правильное развитие и воспитание ребенка, кто готов расти вместе со своим чадом, радоваться и решать самые злободневные семейные проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tv_2017g.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Ссылка на интервью http://www.27trk.ru/radio/projects/mamina-shkola/68771/

Корреспондент: Ни для кого не секрет, что все мамы и папы, так или иначе, имеют собственный взгляд на то, как правильно воспитывать свое чадо, чем его кормить и когда укладывать спать. Чаще всего такие знания складываются из советов родителей, бабушек и дедушек, а также современной литературы. В идеальном варианте для всех вышеуказанных членов семьи, ребенок должен быть здоровым, активным, подвижным и общительным. При этом, нельзя недооценивать в жизни маленького человека, роль первого учебного заведения – детского сада. В последнее время многие принимаемые законы и нормы, касающиеся этих учреждений, также направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Для этого создаются специальные условия, начиная от правильного освещения и заканчивая благоприятным психологическим микроклиматом в группе. Однако стоит обратить внимание на то, как сам малыш чувствует себя в предлагаемых условиях. 

Гость студии - педагог-психолог детского сада №63 «Золотой ключик», Наталья Викторовна Кузнецова. Здравствуйте, Наталья Викторовна.

Наталья Викторовна: здравствуйте

Корреспондент: с какого возраста, не беря во внимание семейные причины, ребенка лучше всего отдавать в ясли или в сад?

Наталья Викторовна: Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от индивидуальных особенностей малыша, от его характера, темперамента, от модели семейного воспитания и т.д. Некоторые дети и в 2 года готовы к саду и адаптируются очень легко. В полтора года, на мой взгляд, рано. В этот период только, только начинает ослабевать сепарационная тревога, но малыш еще очень привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие. Я считаю наиболее благоприятным моментом поступления ребенка в детский сад – 3-4 года. К 3 годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, обладает навыками самообслуживания и проявляет интерес к другим детям.  «Ты большая, а мне надо ребенков».

Корреспондент: как нужно вести себя родителям при поступлении ребенка в детский сад? Нужно ли разрешать брать ребенку с собой из дома игрушку или другие предметы?

Наталья Викторовна: прежде всего необходимо определить, что родители готовы к посещению ДОУ. Бывают истории, когда мама приводит ребенка в сад, в пору адаптировать ее: в глазах слезы, неуверенность. Прежде всего четко определите для себя: малыш идет в детский сад, там ему будет комфортно, мы приложим все усилия, чтобы адаптация прошла легко. Т.е дома малыш не должен видеть и слышать тревоги в голосе, он все чувствует. Настраивайте малыша на позитив.

Подготовьтесь заранее, за несколько месяцев ознакомьтесь с режимом дня, и старайтесь его придерживаться.

При поступлении в детский сад у ребенка должны быть развиты некоторые навыки самостоятельности.

Прислушивайтесь к воспитателям, по результатам наблюдения педагог-психолог составит индивидуальный адаптационный маршрут и постепенно ребенок привыкнет к новой обстановке.

Чего нельзя делать?

Не сравнивайте малыша его поведение с другими детьми.

Не ругайте за утренние слезы, пообещайте, что вы его заберете, но не обманывайте.

Вечером будьте вместе, разговаривайте, читайте, играйте. Больше обнимайте и гладьте ребенка.  Говорите о ДОУ только положительно, не выпытывайте у малыша, обижали тебя, а что сказала тетя и т.д.

Корреспондент: как вы считаете, всем ли детям обязательно нужно посещать дошкольное учреждение, или в этом нет большой необходимости?

Наталья Викторовна: сегодня понятие «несадовский» ребенок не так режет слух, как раньше. Посещать ли ребенку детский сад решает только семья. Есть дети, которые находятся с няней весь дошкольный период, есть дети, которые посещают центр дошкольного развития.  Я за детский сад! И объясню почему. Во-первых, детям необходимо общение со сверстниками, причем не просто общение, а совместная деятельность, игра, включенность в группу. Далее, именно в, детском саду ребенок учится общаться со взрослыми ребенок признает, что кроме мамы есть другие взрослые, к которым надо прислушиваться и даже выполнять поручения. Наконец, вся жизнь и деятельность детского сада организована так, что решает огромное количество задач, направленных на полноценное гармоничное формирование личности ребенка, на достижение главной цели- счастливое детство. В ДОУ ребенок развивается во всех направлениях социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и т.д. Жизнь современного детского сада насыщенна и интересна.  

Корреспондент: в детский сад обычно ходят дети от 2 до 7 лет. Какие психологические изменения происходят с ними за этот период?

Наталья Викторовна: чтобы ответить на этот вопрос нам с вами не хватит времени целой передачи, но основные моменты я постараюсь обозначить.

Итак, ребенок в период дошкольного детства

1.Овладевает сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), это своего рода сетка, через которую мы смотрим на мир. Т.е. ребенок научается воспринимать мир и переходит от субъективной оценки к его объективной характеристике. У него формируется контур цельного детского мировоззрения.

2. У него возникают первичные этические инстанцииРебенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появляется соподчинение мотивовВ этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами. 

4. Психические процессы и поведение становятся произвольными. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Огромный скачок происходит в развитии познавательных процессов. К семи годам у ребенка достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека.  В три года ребенок активно использует 1000 слов, а к 6 годам доков 3000слов. Воображение – в раннем дошкольном возрасте ребенок впервые демонстрирует способность замещать одних предметов другими, а к 6-7 годам благодаря развитому воображению ребенок творчески изменяет действительность, представляет воображаемый мир и живет в нем.

6.  Личностное развитие ребенка характеризуется формированием самосознания, во второй половине д\ш возраста появляется самооценка. Развивается эмоционально-волевая сфера, ребенок умеет ею управлять.

 Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. И, наконец, появляется внутренняя позиция школьникаУ ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.

Корреспондент: Что делать если без видимых причин ребенок отказывается ходить в детский сад?

 Наталья Викторовна: мы сейчас говорим о ситуации, когда ребенок ходил в детский сад и вдруг…Если причина не видима, это не значит, что ее нет. Надо разговаривать, общаться и пытаться найти эту причину. Самые распространенные невидимые причина- ребенок заболевает, если речь идет о старшем дошкольнике, часто причиной может быть непонимание со стороны сверстников.  В последнее время часто встречается причина- прегруз у ребенка. Есть еще одна невидимая причина- выходной у мамы. Обязательно учитывайте эту причину, и, если есть возможность, оставьте малыша дома. Поиграйте, погуляйте, сходите в гости, побудьте вместе. Дорожите этим временем!

Корреспондент: какие праздники вы проводите в своем детском саду? Что делать, если ребенок стеснительный и не хочет на них выступать?

 Наталья Викторовна: детском саду №63 проходят интереснейшие праздники. Их организовывают и музыкальный руководитель, и инструктор по физвоспитанию, воспитатель и педагог-психолог, логопед. Что делать, если ребенок стесняется? Во-первых, необходимо понять: ребенок стеснителен от природы. Все мы разные, не каждый взрослый готов выйти на сцену. Вообще стеснительность - это особенность дошкольного возраста, и мы можем бесконечно внушать ребенку, что стесняться не стоит, однако он раскрепоститься только с возрастом. Родители могут лишь помочь ребенку вводя его в общество. Чаще берите    малыша туда, где много людей и которые не будут проявлять к нему излишнего интереса. (детские площадки, кафе, торговые центры). А выступать на публике можно начать дома, перед родителями, бабушками. Причем это не обязательно должно быть сольное выступление, пусть это будет домашний театр, где у мамы и малыша будут свои роли или фокусы.   Чего нельзя делать, так это стыдить малыша за его стеснительность, сравнивать со сверстниками, пугать. Страшилки повышают тревожность – это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается.  При проведении праздников и развлечений в нашем детском саду родители не только присутствуют, но и являются активными участниками.   И организация совместных выступлений очень зарекомендовала себя, какая девочка не захочет вместе с мамой откажется станцевать флеш-моб, предложенный на 8 марта,  мальчик, наверняка, отодвинет стеснение и выйдет вместе с папой на соревнование, чтобы показать всему детскому саду и миру, что его папа лучше всех.  Совместно с воспитателями, в рамках недели психологии мы проводили праздник, посвященный семье, абсолютно все дети, разные по характеру и темпераменту вышли вместе со своими бабушками и познакомили нас с традициями своей семьи, которая передается из поколения в поколения.

Корреспондент: что включает в себя понятие «готовность к школе» и как в детском саду строится работа подготовке к школе?

 Наталья Викторовна: под школьной готовностью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Старший дошкольник к началу школьного обучения уже прошел огромный путь в своем психическом развитии. Можно выделить три основных направления психологической готовности ребенка к школе, на основе изучения которых можно сделать вывод о школьной зрелости: психофизиологическое, интеллектуальное и личностное.

(Продемонстрировать Филиппинский тест.) Филиппинский тест показывает степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Ответить на вопрос, что в детском саду делают для подготовки к школе можно НИЧЕГО, мы никоим образом не усаживаем детей за столы и не говорим: «Будем готовиться к школе, читать и писать» Нет! Но  вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек. Например, когда на консультацию приходят родители и рассказывают, как сложно ребенку даются буквы в 4 года. И как он ленится выполнять домашнее задание, которое задали в центре развития. Эти ситуации, конечно, настораживают.

Корреспондент:что в идеале должен знать и уметь ребенок по окончании ДОУ?

Наталья Викторовна:мы стремимся к тому, чтобы на ступени школьного детства ребенок может:
научиться учиться и получать от этого удовольствие;
научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);
обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).
     Условия роста и развития, в сущности, просты. Ребенок плавно переходит с одной ступеньки развития на другую.  И здесь важно, чтобы рядом были любящие родители, которые всегда поддержат и создадут благоприятные условия для этого подъема. 

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психолого-педагогическая работа по ФЭМП в сред. гр. ДОУ"

Статья по психолого-педагогической работе по ФЭМП в сред. гр. ДОУ  на конкурс "Вопитатель года - 2013"...

Психолого - педагогическое обследование состояния предметно - пространственной среды групп ДОО.

Согласно п.3.3.4 ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна быть:1. Содержательно насыщенной.2.Трансформируемой.3. Полифункциональной.4. Вариативной.5. Доступной.6. Безопа...

Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»

Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кром...

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....

Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников, предусматривающие научно-методическое, психолого-педагогическое обеспечивание, организацию предметно пространственной среды.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.Насыщая групповое пространство, надо учитывать в п...