Статья "Психолого-педагогическая работа по ФЭМП в сред. гр. ДОУ"
статья (средняя группа) по теме

Бахолдина Ольга Ивановна

Статья по психолого-педагогической работе по ФЭМП в сред. гр. ДОУ  на конкурс "Вопитатель года - 2013"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЗЕНТАЦИЯ    ТЕМЫ: «Роль  психолого-педагогической   работы воспитателя в успешном обучении дошкольников математике»( в слайдах).

         (Слайд-знач.) К  теме  формирования элементарных  математических представлений  у детей (далее ФЭМП)   и роли воспитателя в этом процессе я  обратилась  не случайно.  В  ФГТ  обучению основам математики отводится важное место в педагогическом  процессе детского сада. В эпоху компьютеризации, жизнь становится разнообразнее и  сложнее. Все чаще от нас требуются  подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению  задач.

         (Слайд- прогр.)      Авторы  программы «От рождения до школы», составляя ее,   основывались на важнейшем дидактическом принципе  - развивающем обучении и научном положении  Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет»  за  собой развитие. Поэтому я  хорошо осознаю  ведущую и  значимую роль воспитателя  в качественном  развитии и подготовке дошкольников к обучению в  школе.

      ( Слайд- интеграция ОО) Как без математических  понятий и терминов невозможно представить ни одной сферы жизнедеятельности человека, так  и  в детском саду математика тесно связана  с другими ОО.

     Кто наблюдал за детьми - замечал, что каждый  ребенок  по своей природе –   маленький исследователь. (Ф.Фребель)

   (Слайд-задачи)  Моя задача, как педагога, -  помочь  детям  развить и сохранить  это стремление к познанию.   Удовлетворить  детскую потребность в  любознательности.  Своевременно давать «пищу» уму ребенка. Научить  детей  пользоваться  математическими  знаниями  в  повседневной  жизни  и  создавать  предпосылки  будущей  учебной  деятельности.                  

                  (Слайд- виды дет. деят.)  Решением этих задач занимаюсь в  разнообразных   видах   детской деятельности  в течение дня. И  через все формы  взаимосвязи  с родителями.

     Формированию  математических знаний у дошкольников  я посвятила всю свою педагогическую  деятельность  и имею определенный опыт в этом вопросе.  

     (Слайд- ПРС) Я знаю, что формирование математических представлений  должно опираться на предметно-чувственную деятельность и, что  успешное и быстрое овладение  математическими знаниями  детьми зависит от моих каждодневных усилий.

   С этой целью в  группе  создана предметно-развивающая среда (ПРС), вызывающая  у детей интерес  к математике: :  это  инновационные  игры, наборы  геометрических  фигур, пирамиды и кубики  разной величины и цвета, игры - вкладыши, настольные  и дидактические игры,  магнитная доска и «чудесный мешочек»  с запасом  материала, мозаики,  геометрические  домино и  лото;  варианты  игр-головоломок,  трафареты, геоконты  и  мн. др.  Все пособия находятся в доступном  месте,  и дети  могут  использовать  их самостоятельно.

(Слайд- Сказки ) Я замечала,  что дети быстро  запоминают  воспринятый материал, но  легко  его и забывают. Они  усваивают быстрее  то, что их заинтересовало, обрадовало или испугало.  Для расширения кругозора   детей и прочного усвоения математических понятий использую  элементы устного народного  творчества - сказки: «Три  поросенка», «Волк и семеро козлят» и др., стихи: «Веселый счет», С. Маршака, «Урок счета»,Т.Ахматовой,  пословицы: «1 ум хорошо, а 2 лучше», «Семеро  одного не ждут», загадки: «2кольца, 2 конца….», «Стоит Антошка на …» и  мн. др.).

    (Слайд- принципы) Свою работу по математике строю  на основе общих педагогических  принципов , которые  вы видите на слайде.

    (Слайд- разный возраст)  Хочу  заметить, что знакомить детей с  математическими понятиями  я начинаю с раннего возраста. В 2-х летнем возрасте обращаю  внимание   на  сенсорное  развитие  детей (цвет, величину, форму).  Занятия  в этом  возрасте имеют  игровой, ситуативный  и предметный  характер.

  (Слайд- 2 мл. гр.)  Во 2 младшей группе  процесс познания  становится  более целенаправленным. Игры, по-прежнему,  занимают ведущее положение. Преимущество в этом возрасте  отдаю  развитию  мелкой моторики.

    Необходимый ассортимент игр, пособий, учебно-игровых материалов  постоянно обновляю  при переходе из одной группы в другую.

    Хочу остановиться подробнее на  психолого - педагогической  работе  в средней возрастной  группе, в которой  на данный момент работаю.

       (Слайд- интег. ОО) « Непосредственно  образовательная  деятельность» (далее - занятия) является  основным  видом   организованной  образовательной  деятельности.  Занятия по математике  провожу  еженедельно продолжительностью  – 20 минут. На каждом занятии  работаю одновременно по новой теме и повторению пройденного материала. Все занятия  интегративные – цели занятия охватывают сразу несколько образовательных областей. Для создания у детей интереса и хорошего эмоционального настроя, для  занятий  подбираю красочные  наглядные  пособия, часто меняю их, занятия начинаю с игрового  приема, с мотивации  деятельности: дети, вы хотите помочь… или: мы идем в гости к…Объясняю тему конкретно, в темпе, доступном восприятию дошкольников, использую дидактические игры,  меняю задания и приемы, часто ставлю детей в позицию проблемно-поискового характера:  как сделать, чтобы петушок поместился в домике? Чтобы  дети максимально усваивали  материал, занимались с желанием и проявляли  инициативу - использую похвалу и поощрительные жетоны за правильные действия, различные методы и приемы: наглядно-действенные,  словесные, практические, игровые, проблемно-поисковые.                  

   (Слайд- игровые ситуации, жетоны) Начинаю занятие обязательно  с игрового  приема или  с мотивации  познавательной  деятельности: давайте поможем Зайчику., сорока не знает, сколько..  помогите и т.д. Тогда  дети  занимаются  с большим  желанием, стараются  проявить  инициативу,  дать правильный  ответ. Я поощряю любое  правильное  действие ребенка -  использую похвалу и поощрительные жетоны.  Свои объяснения стараюсь давать  конкретно, в темпе, доступном  восприятию детей.      

      (Слайд – материал) С  целью  поддержания  интереса  к занятию, подбираю красочные  наглядные  пособия для демонстрационного и раздаточного материала, часто их меняю.

     (Слайд- методы и приемы)   Для  более  прочного усвоения материала, использую различные методы и приемы – вы их видите на слайде.  

       Часто ставлю детей в позицию проблемно-поискового характера:  например, как сделать, чтобы Петушок поместился в этом домике?

     (Слайд – реж. мом.) Каждый  режимный  момент  использую  для того,  чтобы дети  приобретали  знания опытным путем и отражали  в своей  речи то, что непосредственно наблюдали и  сами  делали.  Это очень важно, т.к.  дети  запоминают  математические  выражения, но иногда не соотносят  их с конкретными предметами и их свойствами.

      Чтобы занятия  математикой  не были скучными  - использую  игровые  упражнения  и  дидактические   игры.  Они позволяют  мне  решить одновременно  интеллектуальные задачи в игровой форме и удовлетворить   потребность детей  в игре.

          (Слайд-счет)    В средней группе продолжаю  совершенствовать  количественный счет  в пределах 5 и обучать порядковому счету. Это умение совершенствую  в  играх: «Найди  цифру», «Назови  соседа», и др.  

   (Слайд-форма) Знания  о геометрических  фигурах, и их сенсорных признаках- цвете, форме, величине- закрепляю  у детей в  играх: «Найди свою фигуру», «Геометрическое лото»,  игры-вкладыши и т.д.

   (Слайд-величина)   В среднем возрасте наиболее трудно, на мой взгляд, даются понятия, связанные с величиной. Дети умеют  правильно  определить размер предмета, но  часто называют его  универсальными словами: большой  и  маленький, вместо: широкий - узкий, длинный-короткий и т.д.  Упражняю  детей  в этом умении в играх: «На что похоже?», «Наоборот» и т.д.

   (Слайд-простр.)  Развитию  навыков   определения  пространственных направлений,  умению двигаться в заданном направлении  и  обозначать свои  действия словами способствуют регулярно  проводимые  игры:  «Что изменилось? «Поможем клоуну» и др.
    (Слайд-время)   Ежедневная  работа  с календарем природы, использование  плакатов и картинок,  дидактические  и  подвижные    игры  -  помогают  мне донести  до детей  значение  слов  вчера, сегодня, завтра; совершенствовать   ориентировку  во времени;  упражнять  в назывании  последовательности  времен  года, частей суток.

      (Слайд-логика)  Занимательные  игры в «Лего», в «пазлы» и  кубики,  инновационные игры, лабиринты, загадки, кроссворды -  я считаю очень важными  в процессе развития логического мышления - что  будет так необходимо  детям  в школе.

      (Слайд-иннов.)   Методика ФЭМП постоянно развивается и  совершенствуется  за счет новых технологий обучения, повышающих эффективность  процесса познания.  

В образовательном процессе особую роль отвожу инновационным технологиям: развивающим  играм  В.Воскобовича (игровой квадрат, прозрачный квадрат, геоконт и др), блокам Дьенеша  и   счетным палочкам Кюизенера,  головоломкам Пифагора, «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.

         (Слайд-под.игры, творчество) Я понимаю, чем больше рецепторов задействовано в познавательном процессе одновременно - тем интенсивнее идет процесс обучения детей:  это физические упражнения, подвижные, строительные  и театрализованные игры,  игры  с закрытыми глазами, восприятие музыкальных произведений, труд, художественное творчество  и т.д.

     (Слайд – пальч. игры) «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»- так  утверждала известный педагог М. Монтессори. Поэтому  каждую свободную минуту в течение дня занимаю детей  пальчиковыми играми;  продуктивной  деятельностью;  мозаикой;  поощряю разнообразные   действия со шнурками, с  мелкими   игрушками.

       (Слайд - оригами) На протяжении многих  лет  веду кружок «Оригами». Это, можно сказать, кладезь для развития  мелкой моторики, координации  движения рук,  тренировки психических процессов  и развития  математических и конструктивных способностей  детей.            

      (Слайд - сюж.-рол.) В  течение дня дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры: «Магазин», « Шоферы» и  прочие,  где  я  воочию могу  наблюдать   и  радоваться  результату  своего обучения - дети  свободно  используют  в  играх  математическую  терминологию: количественный  и порядковый счет при отсчете денег и товара;  слова временного  и  пространственного  значения( приду завтра,   ездил вчера, повернул  направо, влево);  выражения,  имеющие  размерное  значение  предметов.

   (Слайд - раб.прогр.)  Вся работа по ФЭМП отражена в моей рабочей программе  и  в календарно-тематическом планировании.

   (Слайд- ТСО)  В образовательном процессе  использую  современные  технические  средства обучения (DVD , компьютер, электронные пособия с развивающими играми).

     (Слайд – диагн.)  Проведение  диагностики позволяет  мне   проанализировать уровень  знаний и умений. Хотя должна  заметить, что главное  в математике  не объем знаний и умений, а их  влияние на уровень развития и  процесс познания ребенка.

      (Слайд-раб. с род.) Вся  работа по математике проходит в тесной взаимосвязи с родителями.  На  собраниях  знакомлю  их с  целями и задачами;  провожу анкетирование: «В какие игры играет  Ваш ребенок?»; даю советы,  какие  дидактические  игры можно приобрести  ребенку;  консультирую, как  их  правильно использовать;  регулярно на доске информации  отражаю результаты  овладения детьми  знаниями.

       (Слайд- фото с детьми)   В заключение скажу, что  использование    инновационных  технологий, современных  технических  средств обучения  позволяет мне повышать свой педагогический уровень знаний,  разнообразить формы  работы  с детьми и родителями. А это в конечном результате  сказывается на успешной  реализации   поставленных  задач  по формированию  математических знаний и подготовке детей к школе.

       (Слайд)   Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды

Возможность сохранения и укрепления здоровья дошкольников через реализацию проекта «Береги здоровье смолоду» с целью создания здоровьесберегающей среды на территории дошкольного образовательного учреж...

Опыт работы по организации здоровьесберегающей среды в средней группе "Подсолнушки".

Здоровьесберегающая среда средней группы в разных  режимных моментах на занятиях, после сна, самомассаж,пальчиковая гимнастика....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Технологии в создании развивающей среды для организации продуктивной деятельности детей старшего докольного возраста....

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

«Развивающая среда для организации работы по ФЭМП.»

laquo;Развивающая среда для организации работы по ФЭМП.» консультация для воспитателей...