РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья (подготовительная группа)
Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кроме того, среда может оказывать и коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в развитии, опираясь на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_psihologo.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
В дощкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономичных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.
Развивающая предметная среда, по мнению С.Новоселовой, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кроме того, среда может оказывать и коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в развитии, опираясь на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего и дошкольного возраста.
Наша задача состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения.
Остановлюсь на некоторых из них, наиболее, на мой взгляд, основополагающих и наиболее ярко выявляющих характер моих занятий:
- Принцип эстетического оформления;
- Принцип учета возрастных особенностей детей;
- Принцип системности;
- Принцип индивидуализации.
Рассмотрим каждый более подробно.
ПРИНЦИП ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ:
Организация и оформление помещения.
Пособия и эстетические/танцевальные предметы.
Зал хореографии (музыкальный зал) среда музыкально – ритмического воспитания, развития и становления творческих танцевальных способностей дошкольников.
Расположение мебели игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, художественно эстетическим требованиям, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Все оборудование – это флажки, погремушки, кубики, мячи разного размера, платочки, шарфы, гимнастические палки, ленты, цветы искусственные и прочее разложены в специальные коробки, вазы, корзины.
Музыкальный репертуар.
Музыкальный репертуар очень важен в работе хореографа:
Для упражнений я использую в основном классическую музыку с четким ритмом выразительной мелодией.
Для этюдов, Ритмических танцев – детские песни в современной оранжировке .
При разучивании нового танца – алгоритм действий:
- слушаем песню
- говорим о ее содержании
- отмечаем темп, структуру муз.произведения
- прохлопываем ритмический рисунок муз.произведения
- учим движения под музыку
- собираем в танец.
Форма / танцевальные костюмы.
Ввела для каждой группы форму для занятий хореографией – это короткие шорты для мальчиков, широкая короткая юбка для девочек и футболка, топ или купальник гимн.. Причем цвет каждая группа выбирает по своему желанию.
- это нравится детям
- это мативирует
- это приучает к эстетическому вкусу.
Для концертных выступлений совместно с родителями созданы и создаются концертные костюмы.
- от образов в танце
- характера, жанра…
ПРИНЦИП УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Учет психофизических особенностей детей
Например – работа с мячом.
Средние группы 1 год обучения, мелкая моторика недостаточно развита
Маленький мяч – с одним мячом – поднимают вверх в стороны, катают между лодошками
- оббегают
- перекладывают из рук в руки
С двумя мячами – цветные мячи, поворот вправо (за красным мячом).
Старшие группы 2ой год обучения:
- мяч перекатывают, перебрасывают
- уже танцуют с большим мячом танец целый
- с флажками, обручами, цветами…
Подготовительные группы 3ий год обучения:
Выполняют уже более сложные движения с предметами, в более быстром темпе.
Развитие ведущей деятельности.
В средней группе опора на предметную деятельность;
В старшей группе опора на игровую деятельность;
В подготовительной группе опора на ролевую деятельность.
Учет половых и социально-ролевых различий.
Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Очень успешно развиваются половые и социально-ролевые отношения.
- работа в парах, где мальчик главный ведет партнершу – девочка «украшение пары»
- девочка с цветами, шарфиками, платочками, красивая, нежная, грациозная…
- мальчик с барабаном, гимн.палкой, садится на колено, цветы дарит, в танце все внимание девочке.
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ.
Комплексное освоение нового материала через различные виды деятельности.
Принцип системности заключается в комплексном освоении нового материала.
- беседа, рассказы, сказки о птицах
- рисование птиц
- поделка «птица»
- выучили песню про птиц – на музыкальном занятии
- танец
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
Индивидуальный подход.
Различные уровни подготовки.
Дети с разным уровнем готовности получения знаний, разные способности, разный темперамент, поэтому индивидуальная работа очень важна и нужна.
- индивидуальная и групповая работа с более слабыми детьми
- в пары ставлю сильного ребенка с более слабым
Для углубленного развития способностей детей, их дальнейшего творческого прогресса, в 2010 году мной создан танцевальный коллектив – ансамбль «Мал-мала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....
"Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура»
Доклад с зонального семинара практикума для управленцев дошкольных учреждений "Создание развивающей среды, как условие внедрения ФГТ в ДОУ"...
Проект «Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения как поискового поля ребенка по теме «Вода! Без нее мы никуда!»
На деревья, на кустыС неба падают цветы. Белые,пушистые,Только не душистые. (Снег)Зимой - звезда,Весной - вода. (Снежинка)Цель проекта- дать представления детям о значении воды в природе и...
Проектирование предметно-развивающей среды в рамках реализации регионального компонента
Проектирование пространственной предметно- развивающей среды в рамках реализации регионального компонента....
«Принципы построения и основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе»
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования мы придерживались принципов личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ....
ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Психолого-педагогические требования к содержанию предметно-развивающей среды дошкольника»
Грамотно и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка....
"Психолого - педагогические требования к содержанию предметно - развивающей среды дошкольника"
Развивающая среда является одним из условий, которое обеспечивает качество дошкольного образования .Дошкольное учреждение , создаёт все благоприятные условия для развития личности и деятельности детей...