РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья (подготовительная группа)

Mакарова 3инаида Bладимировна

Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кроме того, среда может оказывать и коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в развитии, опираясь на современное представление о предметном характере  деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_psihologo.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

В дощкольной  педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономичных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

Развивающая предметная среда, по мнению С.Новоселовой, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кроме того, среда может оказывать и коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в развитии, опираясь на современное представление о предметном характере  деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

Наша задача состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения.

Остановлюсь на некоторых из них, наиболее, на мой взгляд, основополагающих и наиболее ярко выявляющих характер моих занятий:

- Принцип эстетического оформления;

- Принцип учета возрастных особенностей детей;

- Принцип системности;

- Принцип индивидуализации.

Рассмотрим каждый более подробно.

              ПРИНЦИП ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ:

 Организация и оформление помещения.

 Пособия и эстетические/танцевальные предметы.

Зал хореографии (музыкальный зал) среда музыкально – ритмического воспитания, развития и становления творческих танцевальных способностей дошкольников.

Расположение мебели игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, художественно эстетическим требованиям, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

Все оборудование – это флажки, погремушки, кубики, мячи разного размера, платочки, шарфы, гимнастические палки, ленты, цветы искусственные и прочее разложены в специальные коробки, вазы, корзины.

Музыкальный репертуар.

Музыкальный репертуар  очень важен в работе хореографа:

Для упражнений я использую в основном классическую музыку с четким ритмом выразительной мелодией.

Для этюдов, Ритмических танцев – детские песни в современной оранжировке .

При разучивании нового танца – алгоритм действий:

- слушаем песню

- говорим о ее содержании

- отмечаем темп, структуру муз.произведения

- прохлопываем ритмический рисунок муз.произведения

- учим движения под музыку

- собираем в танец.

Форма / танцевальные костюмы.

Ввела для каждой группы форму для занятий хореографией – это короткие шорты для мальчиков, широкая короткая юбка для девочек и футболка, топ или купальник гимн.. Причем цвет каждая группа выбирает по своему желанию.

- это нравится детям

- это мативирует

- это приучает к эстетическому вкусу.

Для концертных выступлений совместно с родителями созданы и создаются концертные костюмы.

- от образов в танце

- характера, жанра…

ПРИНЦИП УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Учет психофизических особенностей детей

Например – работа с мячом.

Средние группы 1 год обучения, мелкая моторика недостаточно развита

Маленький мяч – с одним мячом – поднимают вверх в стороны, катают между лодошками

- оббегают

- перекладывают из рук в руки

С двумя мячами – цветные мячи, поворот вправо (за красным мячом).

Старшие группы 2ой год обучения:

- мяч перекатывают, перебрасывают

- уже танцуют с большим мячом танец целый

- с флажками, обручами, цветами…

Подготовительные группы 3ий год обучения:

Выполняют уже более сложные движения с предметами, в более быстром темпе.

Развитие ведущей деятельности.

В средней группе  опора на предметную деятельность;

В старшей группе опора на игровую деятельность;

В подготовительной группе опора на ролевую деятельность.

Учет половых и социально-ролевых различий.

Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Очень успешно развиваются половые и социально-ролевые отношения.

- работа в парах, где мальчик главный ведет партнершу – девочка «украшение пары»

- девочка с цветами, шарфиками, платочками, красивая, нежная, грациозная…

- мальчик с барабаном, гимн.палкой, садится на колено, цветы дарит, в танце все внимание девочке.

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ.

Комплексное освоение нового материала через различные виды деятельности.

Принцип системности заключается в комплексном освоении нового материала.

- беседа, рассказы, сказки о птицах

- рисование птиц

- поделка «птица»

- выучили песню про птиц – на музыкальном занятии

- танец

ПРИНЦИП  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.

Индивидуальный подход.

Различные уровни подготовки.

Дети с разным уровнем готовности получения знаний, разные способности, разный темперамент, поэтому индивидуальная работа очень важна и нужна.

- индивидуальная и групповая  работа с более слабыми детьми

- в пары ставлю сильного ребенка с более слабым

Для углубленного развития способностей детей, их дальнейшего творческого прогресса, в 2010 году  мной создан танцевальный коллектив – ансамбль «Мал-мала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

"Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура»

Доклад с зонального семинара практикума для управленцев дошкольных учреждений "Создание развивающей среды, как условие внедрения ФГТ в ДОУ"...

Проект «Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения как поискового поля ребенка по теме «Вода! Без нее мы никуда!»

На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые,пушистые, Только не душистые.   (Снег)Зимой - звезда, Весной - вода. (Снежинка)Цель проекта- дать представления детям о значении воды в природе и...

Проектирование предметно-развивающей среды в рамках реализации регионального компонента

Проектирование пространственной предметно- развивающей среды в рамках реализации регионального компонента....

«Принципы построения и основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе»

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования мы придерживались  принципов личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ....

ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Психолого-педагогические требования к содержанию предметно-развивающей среды дошкольника»

Грамотно и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка....

"Психолого - педагогические требования к содержанию предметно - развивающей среды дошкольника"

Развивающая среда является одним из условий, которое обеспечивает качество дошкольного образования .Дошкольное учреждение , создаёт все благоприятные условия для развития личности и деятельности детей...