Народные игры и забавы в семье
консультация на тему

Бугакова Надежда Вениаминовна

Цель народных игр и забав. Как играли в старину. Классификация народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_igry_i_zabavy_v_seme.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные игры и забавы в семье»

Во все времена старшие наставляют младших, да и сейчас создано множество методик, развивающих интеллект, память, воображение ребенка, силу, выносливость человека. Свои особенности есть и в народной традиции и опыте наших предков.

Понятие "игры" в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности.  "Игрой" называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры,  гулянье и вообще веселье .

Игры – часто именовали: забавами, потехами.. Ведь играя, можно и развеселиться, позабыв хлопоты суматошного дня, перестать горевать или просто отдохнуть и почувствовать в себе радость от игры и живого общения тех, кто рядом с тобой сейчас. Русская народная культура по своему богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее, а самое главное изучения себя настоящего – здесь и сейчас, своих возможностей и сил.

В игре видятся разнообразные стороны Души человеческой, где - то проявление ума иль хитрости, где-то воля и характер, целеустремленность, да и многое другое, но при условии, что игра остается свободной, живой и радующей их участников. Через игру, многие открывают в себе качества, которые помогают чему-то обучить, объяснить, показать или найти новых друзей и знакомых, а, порой, подталкивает на поиск и решение, в игре, новых качеств, способов мышления, действий.

Игра- это основная школа ребенка, в ней он узнает о дисциплине, этических нормах для детей, правилах общежития.

Именно игра- фундаментальный источник ДУХОВНОГО РОСТА в дошкольном возрасте. В некоторых играх ставится, как минимум, двойная задача (двигательная и нравственная или двигательная и социальная), и ребенок, решая задачи двигательного действия, проявляя инициативу, оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В дошкольном возрасте формируются в игре такие важные психические функции, как ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, которые теснейшим образом связаны с друг другом.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

 На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых.

Одни, через игру, познают мир, воспитывая в себе новые качества: целостность, живую сердечность, честность, память, внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость, наблюдательность, умение делиться своим и высказывать мысли, да и просто реакцию, все то, что обогащает человека и его Душу. Другие, через совместное действо, могли проявить самих себя, в новом качестве: пообщаться со своим ребенком и другом (партнером по игре), показать в примере, как лучше поступать или вести себя в игровой ситуации, да и просто порадоваться за совместное дело, вместе, со своим ребенком.

 После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”.

Многие современные негативные явления в детской среде свидетельствуют несомненно о кризисе системы воспитания. Особенно беспокоят в детях усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте, часто жестокий и опасный характер игр самоутверждения у подростков, обеднение общения детей и подростков в результате утраты ими игровых форм взаимодействия и т.д. Исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора приводит к тому, что образуются лакуны в эстетическом воспитании, которые заполняются далеко не лучшим образом.

Одна из основных причин этих и других негативных явлений -сокращение игрового времени и игрового репертуара. В первую очередь из детского быта уходят сложные командные игры с правилами, которые являются незаменимой школой общения и воспитания нравственности.

Факторов, вызвавших сужение игровой деятельности, много. Среди них урбанизация образа жизни и связанное с этим падение престижа народной традиционной культуры, все более широкое распространение телевидения и профессионального искусства, а также различных официально поддерживаемых видов спорта, стандартизация воспитания детей в одновозрастных коллективах, изменение общественного отношения к играм детей - взгляд на них как на занятие бесполезное в противовес полезным занятиям иностранным языком, музыкой и т.д. Все чаще родители перестают играть со своими детьми.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

Игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Люльку младенца украшали подвесками из лоскутков, которые колыхались и приучали ребенка сосредотачивать взгляд, радовали и удивляли его. Погремушки из бересты наполняли горохом и другими семенами. Они приглушено гремели, шуршали, не раздражая слух малыша. Все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш делал первые шаги, ему делали каталку на палке, которая помогала ему учиться ходить, осваивать пространство. Научившись ходить, малыш получал каталку на веревочке. Как правило, это был конь. «Он следовал по пятам покорно воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так каталка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно».

Что вешали малышу над кроваткой ?

Брали сухую маковую головку с маковочками да шуршали под ушками у дитенка. Вылупится он глазенками и, ничего, замолчит, не ревет. И ещё. Люльки-то на оборках были. К оборке привесишь две ложки деревянные. Они болтаются, потарахтывают. Маленький ручками достаёт эти ложки, играется ими, они звякают одна об одну, ему и забавно.

Вешали на люльку медный колокольчик, маленький, звонкий. Или вот пустые катушечки от ниток на веревочку продевали и  на люльку вешали. Он ручечкой ей и гремит.

Кругляпушку из тряпок шили. Она небольшая и как мячик. Из тряпок делали и обшивали цветастой тряпкой поярче или цветастыми лоскутками, чтоб ребёнок рассматривал. Над кроваткой подвешивали. Они болтаются, ему интересно. Он ручонками болтает и задевает  их, играет, утешается.

И полезно , и природосообразно. А главное сделаны вашими руками. Это значит в них ваша душа  , защита для ребеночка. Он чувствует ваше присутствие.  И не нужны никакие магазинные не живые игрушки.

С самого рождения необходимо начинать  усвоение игрового фольклора через

  потешки.  Все они сопровождаются различными движениями - подпрыгиванием, притоптыванием, подбрасыванием, переваливанием головки ребенка со стороны на сторону и т.п.

  Пестушки- это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании. Так, например, матери высказывают пожелание: «Будь большим, будь большим - при каждом подтягивании по пяди прибавляй в росте». Но пестушки нацеливают ребенка не на физические развитие, т.е. они не есть только простейшие физические упражнения, сопровождаемые песенными благоположеланиями. В них принимаются во внимание все ожидаемые стороны развития младенца, т.е. ближайшая перспектива:

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом - легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии. Например, в русской детской потешке «Сорока», щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького:

Зачем дров не таскал,

Воды не носил?

Позднее, начиная примерно со второго года жизни, детям поют песенки- прибаутки.

Существует довольно значительная группа игр, направленных на совершенствование движений рук и пальцев. Например, стараясь попасть своим пальцем в вытянутый указательный пальчик ребенка, взрослый приговаривает: "Шило, шило проскочило". С последним словом его палец намеренно соскальзывает с пальчика ребенка и, слегка тыкая в грудь, щекочет ребенка.

Некоторые игры с пальчиками сопровождались обучением счету, которое практиковалось уже на втором-третьем году жизни,

Примерно с четырех лет дети начинают участвовать в несложных драматизированных играх с сюжетом: "гуси-лебеди", "волк и овцы", "у медведя во бору", "бабка-ежка" и др., т.е. чаще всего это различные варианты ловишек, сопровождаемые более или менее развернутым текстом .

Круг игр, в которых принимают участие шести-семилетние дети, расширяется за счет игр с правилами:  различные варианты пряток,жмурок  и др.

В этом возраста дети предпочитают  игры с сюжетом. Например, игра в «Коршуна».

По мере взросления игровая деятельность детей еще больше усложняется.

В  подростковом возрасте игровой репертуар наиболее разнообразен: хотя сохраняются подражательные, драматизированные и сюжетные игры, на первый план выходят игры с правилами; появляются игры-соревнования спортивного типа у мальчиков и хороводные игры у девочек, не забыты и игры-манипуляции с предметами или пальцами, которые становятся очень сложными и требуют хорошей координации. Причем по мере приближения к юношескому возрасту начинают преобладать хороводные и спортивные игры.

ИГРА  В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ ДАЕТ МАЛЬЧИКУ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ МУЖЧИНЫ В ОБЩЕСТВЕ И СПОСОБСТВУЕТ ФИЗИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ.

С народной точки зрения, главная мужская функция - защита общества от негативного воздействия извне и забота о материальном благополучии семьи и общины в целом. Поэтому игры мальчиков в большей степени, чем игры девочек, должны быть направлены на развитие этих качеств, а также учить действовать в коллективе, находить выходы из сложных ситуаций.

 Раньше участие в игре было обязательным для каждого мальчика и являлось своеобразным ежедневным испытанием для него. Победа позволяла ему самоутвердиться, повысить свой авторитет, статус в сообществе, что отражалось на его положении в игре: его выбирали командиром, отдавали заглавные роли, назначали судьей. Проигрыш свидетельствовал о слабости, нерасторопности и даже невезучести игрока. Наказание, полагавшееся проигравшему, учило ребенка преодолевать боль и трудности, заставляло бороться за лучший результат, требовало превзойти соперника по тем или иным параметрам.

Игры девочек имели более мягкий характер. В них нередко присутствовало художественное начало - пение, ритмизованный или прозаический текст.

Игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Важность приобщения детей к народной игре и игровому фольклору. которые должны стать первой ступенькой в постижении собственной народной культуры, очевидна. Играя, ребенок легко и незаметно усваивает образы и символику народной эстетики, что делает невозможным отношение к национальной культуре как к явлению чуждому для современного человека. В конечном счете это послужит возрождению уважения к народной культуре и восстановлению связей между поколениями.

 Классификация русских народных игр.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры.

Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на  разделы.

 Пальчиковые игры – игры в которых заставляют активно работать кисти рук, ладони, пальцы. Пальчиковые игры были как для младенцев так и для более старших детей.("Сорока-ворона", "ласточка-перепёлочка", "киселёк" и т.д.)

Игры отражающие отношение к природе

 Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял.

Первый включает в себя игры, отражающие доброе отношение человека к природе.  Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

Драматические игры.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

Это игры в которых дети по определённому традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни. Драматические игры мальчиков и девочек отличались, мальчики предпочитали разыгрывать сцены охоты, сражений с разбойниками. Девочки любили играть в семью, в дочки-матери, в свадьбу. Характерной чертой игр девочек было вовлечение в них малышей, за которыми они присматривали в отсутствие матерей. ("Волк и дети", "курочки, "овечки" и т.д.)

 Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка",

"Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

Орнаментальные игры.

Игры во время которых участники двигались в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строилась так, что участники изображали какое-либо архитектурн. Сооружение – плетень, мост, либо природное явление – шум ветра, метель, или какой либо призводственный процесс. Орнаментальные игры были близки к хороводным и исполнялись в основном девочками. ("Челночок", "метелица" и т.д.)

Хороводные игры. 

Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры раскрывалось в сюжете песни. Хороводные игры исполнялись в основном девочками, мальчики считали их недостойным делом. Включатся в хороводные игры мальчики начинали с 14-15 лет, когда у них появлялся интерес к противоположному полу.("Воробушки", "лебедь", "лён" и т.д.)

 Игры на ловкость.

 Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

 Состязательные игры.

Они отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.

 Это игры направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости, ловкости, устойчивости, скорости, быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой являлось наличие чётко сформулированных правил и установка на победу.("Шагардай", "горелки", "колдун", "лапта", "чижик")

 В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.

Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Важным моментом в играх является единение ребенка с отцом или матерью через совместные действия. Дети , играя с родителями, учатся у них жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры и забавы

Народные игры и забавы...

Прогулка «Зимние народные игры и забавы»

Прогулка зимой с детьми на участке детского сада должна быть интересной, увлекательной, помогать укреплять здоровье.Для этого были поставлены следующие цели:- Закреплять знание детей о зимних забавах,...

ПРОЕКТ - Русские народные игры и забавы

Развитие коммуникативно-личностных качеств и двигательной активности средствами народных игр...

Праздник "Народные игры и забавы"

Цель : В интересной  игровой  форме повышать знания детей  об истоках национальной культуры . Сформировать у детей чувство сопричастности  традициям и духовным ценностям  Роди...