Адаптация детей в ДОУ
статья на тему

Маклакова  Наталья Владимировна

тезисы выступления на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_seminar.docx145.02 КБ

Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5f21a81e4a97ffa31106b28867764324&n=33&h=215&w=191

Выступление на окружном семинаре СЗУ МОиН СО

«Адаптация детей в ДОУ»

Место проведения: ГБУ ЦППМСП «Доверие»

Тема выступления: «Партнерские взаимоотношения как фактор успешной адаптации ребенка к детскому саду. Работа по программе «Миры детства».

Выступающий: старший воспитатель СП «Детский сад № 1 «Ромашка»

                    ГБОУ СОШ с. Красный Яр Маклакова Н.В.

http://dou-12.ru/wp-content/uploads/2016/06/5617cf243b63b.jpg

   Одним из принципов  заложенным в ФГОС ДО является – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия  взрослых (родителей или законных представителей), педагогических и иных работников организации и детей (п. 1.2.)

Таким образом, стандарт направлен на решение задачи – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи повышение компетентности родителей  в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6.).

Согласно закону об образовании родители получили приоритет в воспитании и образовании своих детей, а так же несут за это определенную ответственность.

Семья признана важным образовательным институтом, и благодаря направленному воздействию со стороны детского сада она приобретет ряд новых позитивных качеств. Т. е детский сад выступает неким помощником для родителей.

Но, родители, приходя в детский сад, совершенно не готовы к тому, что их будут «воспитывать», а скорее ожидают, что им предоставят определенные услуги.

Поскольку родители и педагоги детского сада – являются воспитателями одних и тех же детей, результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками (партнерами). Этому союзу единомышленников наиболее соответствует понятие «взаимодействие», которое предполагает совместную деятельность людей по выполнению общей задачи.

А главная задача взрослых (и родителей и сотрудников детского сада) – организовать собственное партнерство так, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно. Деятельность взрослых должна не только помочь ребенку социализироваться, но и не навредить.

Адаптация (приспособление) детей к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, ранее имеющегося у него опыта (посещения групп раннего возраста или других форм вариативного дошкольного образования) и выстраивания отношений между семьёй и сотрудниками дошкольной образовательной организации.

Трудности адаптации у детей в основном, связаны:

  • с тяжёлым анамнезом: наследственностью, патологией беременности и родов матери и если ребёнок до поступления в детский сад часто и длительно болел.
  • неблагоприятное течение адаптационного периода отмечается у детей, родители которых игнорировали выполнение основных требований привыкания детей к новым условиям:

 - отказались от предварительной подготовки, которая включает выполнение в семье режима детского сада, приобщения детей к самостоятельному приёму пищи, мытью рук, одеванию и раздеванию, не объясняли им того, как изменится их жизнь в детском саду и с чем это будет связано;

– незадолго до поступления ребёнка в детский сад, систематически запугивали его тем, что в детском саду он будет поставлен перед необходимостью выполнять требования взрослых, от которых отказывался дома. В первую очередь это относится к угрозам взрослых в адрес ребёнка типа: «Вот пойдёшь в детский сад, тогда быстро сам научишься есть!» … «одеваться», … «пользоваться туалетом» и многое другое;

- не использовали постепенного приобщения детей к жизни группы, при котором ребёнок вначале знакомится с воспитателями и помощником воспитателя, затем находится в детском саду только во время прогулки, на следующий день – ребёнок гуляет вместе с детьми и обедает с ними, на третий день – гуляет, обедает и остаётся на дневной сон и т.п.

  • серьёзные трудности при адаптации детей к новым условиям могут возникнуть и в результате ошибок, допущенных сотрудниками дошкольной образовательной организации.

Установление партнёрских отношений педагогического коллектива детского сада с родителями - ЗАДАЧА ОСНОВНАЯ И ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ.

Каждый взрослый должен воспринимать и понимать свою роль в данном процессе – в адаптации.

Заведующий знакомит с нормативно-правовой базой, обеспечивает материально-техническую сторону, старший воспитатель проводит работу с педагогами и помощниками воспитателя. И основная работа ложится на плечи воспитателя.

Педагог не понимающий значимость и степень важности данной работы не сможет провести ее с пользой, не получит результат, а значит не получит удовлетворение от своих собственных затрат и усилий.

Составить план ведения адаптации, это половина работы. А реализовать его – это вторая половина труда.  Можно составить отличный план, но не суметь его реализовать. Тогда данная работа не будет полноценной.

ПРОГРАММА позволит педагогу  системно решить проблему адаптации. В данной программе необходимо предусмотреть мероприятия на решение следующих задач:

  • работа с родителями (как с партнерами),
  • работа с другими сотрудниками (специалистами) детского сада,
  • материально-техническое обеспечение,
  • работа с детьми.

Необходимо учесть возрастную специфику своих воспитанников, их индивидуальные способности и возможности.

1 этап подготовительный  – ознакомление с семьей, сбор информации об особенностях семейного воспитания, об организацию жизни ребенка в семье, на его привычки и предпочтения, об сформированности навыков самостоятельности. Проходит знакомство с родителями воспитанника, изучается карта его развития, выписка из медико-педагогической комиссии. Проводятся консультации специалистов: педагога-психолога, учителя дефектолога, медика, методиста.

2 этап основной -  обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах. Данный этап преследует своей целью решение основных программных задач. Это становится возможным при прохождении определенных  игровых блоков (согласно плана).

3 этап заключительный - оценка результативности программного курса через отслеживание основных показателей адаптации ребенка (карты мониторинга).

Формы и методы для каждого этапа педагог подбирает самостоятельно.

Вывод:

Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями является залогом успешного и позитивного вхождения ребёнка в систему образования.

Рекомендации:

  1. Музыкальная программа Железновых «Музыка с мамой» - танцевально-игровые упражнения.
  2. Музыкальные клипы различной тематики «Кукутики».
  3. Мультсериал для детей «Бурёнка Даша» - ознакомление с русским фольклором.
  4. «Фиксипелки» - тематические песенки.
  5. «Малышарики» - тематические песенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....