Сказкотерапия и литература о дружбе для дошкольников 4-5 лет
консультация (средняя группа) на тему

Мурадян Марина Павловна

Сказка содержит многогранный материал, ее можно широко использовать в педагогической работе с детьми. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Прививайте ребенку любовь к чтению с раннего детства! Относитесь к выбору литературы серьезно, ведь те книги, на которых «растут» детки очень влияют на их понимание добра и зла, человеческих ценностей, формируют их характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  № 358

Московского района Санкт-Петербурга

Структурное подразделение

Отделение дошкольного образования

    Сказкотерапия и литература о дружбе для дошкольников  4-5 лет

                         

                           Выполнила: воспитатель I категории  Мурадян М.П.

                                         

                                         

                                            Санкт-Петербург

                                                    2018

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития личности, творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром; выражение детей своих чувств и ощущений через слово-образ, метафору.

Основные этапы сказкотерапии

1 этап: создание комфортной среды. Это происходит с помощью процесса «настройки» педагога и ребенка на рабочую атмосферу, характеризуется возникновением взаимного интереса друг к другу.

2 этап: введение детей в сказочное пространство. Рассказать или прочитать ребенку сказочную историю.

3 этап: сочинение сказочной истории. Ребенку предлагают сочинить свою сказочную историю.

Функции сказок

  1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.

       2)   В сказке в символической форме содержится информация о том:

          - как устроен этот мир, кто его создал;

          - что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

          - какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина/женщина;

          - какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни, и  

            как с ними справляться;

          - как приобретать и ценить дружбу и любовь;

          - какими ценностями руководствоваться в жизни;

          - как строить отношения с родителями и детьми;

          - как бороться и прощать.

       3) Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» – способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума;

       4) Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

   При создании сказочной истории возможно использование стимульного материала, например:

- картинок (см. прикрепленный рис.):

  Ребенку предлагается посмотреть на изображения, дать определение чувству, которое испытывает кошечка и предположить, какое событие вызвало у нее это состояние.

   Затем предложить ребенку разложить картинки на столе в ряд и сочинить историю этой кошки (историю можно записать на листке бумаги или на диктофон). В заключение ребенка просят дать название получившейся истории. Далее обсуждают ее в режиме конструктивного диалога;

- игрушек:

    Ребенку предлагается из имеющегося набора игрушек выбрать две – которая нравится и которая не нравится, расположить их перед собой и сочинить сказочную историю, в которой эти игрушки будут главными героями. В заключение ребенка также просят дать название истории, а обсуждение проходит в режиме конструктивного диалога;

- фигурок (динамическая песочная сказкотерапия):

   Ребенку предлагается из имеющегося набора фигурок для песочной терапии выбрать три, которые привлекли его внимание. Затем, расположив эти фигурки перед собой, сочинить сказочную историю про эти персонажи.

Основные принципы работы со сказочной историей

  1. первое впечатление от сказочной истории – сосредоточиться на своих ощущениях;
  2. состояние исследователя – безоценочное восприятие сказочной истории;
  3. обратить внимание на:

- название сказочной истории, т.к. оно интегрирует в себе все ее содержание и фактически является семантическим кодом (семантический код – это особый «язык смысла», в котором «из одних понятий – основных – должны выводиться другие»);

- основной сюжет истории: исследовать общую семантику текста, как человек воспринимает, создает, оценивает и передает через текст (речь) свой жизненный опыт;

- завершающую часть истории: каким образом происходит разрешение проблемы, заявленной в ней.

Любимые детские книги как ресурс детско-родительских отношений

   Дружба очень важна в жизни ребенка, она помогает ему найти себя в обществе, развивает эмпатию, чувство привязанности и любви к другому человеку. Понимать, что такое «дружба» дети начинают с 4-5 лет. В этом возрасте их можно начинать знакомить с добрыми литературными произведениями о дружбе и привязанности.

   Книги на эту тему несут в себе большой вклад в развитие ребенка, воспитывают в нем самые лучшие качества. Поведение главных героев дает ребятам пример того, как надо общаться со сверстниками, находить общие интересы и темы для разговора.

Дошкольникам можно почитать следующие произведения:

- Александр Милн. «Винни Пух и все-все-все»;

- Галина Браиловская. «Жили дружили»;

- Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный Чулок»;

- Николай Носов. «Приключения незнайки и его друзей»;

- Тиаки Окада. «Кролик и Веснушка»;

- Сергей Козлов. «Про ежика и медвежонка»;

- Оливер Джефферс. «Потерять и найти».

- Арнольд Лобел. «Пуговица».

- Джулия Дональдсон. «Тимоти Скотт».

- Людмила Дунаева. «Дождь».

- Наталия Чуб. «Лиззи и ее команда».

- Анни Шмидт. «Саша и Маша».

Использованная литература:

  1. Киселева, М.В., Кулганов, В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании. – СПб: Речь, 2014. – 64 с.
  2. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми.–СПб: Речь, 2014.–160 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий по теме «Дружба начинается с улыбки»

Основной целью данной совместной деятельности является формирование понятий "друг", "дружбы", которая достигается с помощью педагогических технологий: ТРИЗ, сказкотерапия, ИКТ....

«Развивающая сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста – занятие «Дружба»»

развитие способностей чувствовать эмоциональное состояние другого человека; знакомство с понятием и чувством "Дружба"   закрепление знание правил доброжелательного поведения;развитие навыков...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы). Тема "Дружба". Чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" (чтение художественной литературы). Чтение рассказа "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".  Цель данного занятия - формирова...

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с использованием приемов сказкотерапии "Заяц Коська и Родничок".

vНепосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с использованием  приемов  сказкотерапии «Заяц Коська и Родничок» Цель:...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе с элементами сказкотерапии Тема: «Дерево дружбы»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе с элементами сказкотерапииТема: «Дерево дружбы» Цель: формировать навыки пластилинографии, взаи...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"

Статья написана в рамках работы по изучению художественной литературы и опубликована в июньском "Вестнике ИПК" 2021 г., Тула....