Готовность к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Поступление в школу – важнейшее событие в жизни дошкольников. С ним связаны надежды и опасения, радость и тревога. Но все это у взрослых, у родителей. Отношение же детей к принятию новой для себя роли ученика проявляется как желание или нежелание ходить в школу.
Как дошкольник становится школьником? Поступает в школу? Нет, это иллюзия простоты. Встречаются дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, а то и в третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям – взрослым, сверстникам; к задачам, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психологические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школьному обучению
(Консультация для родителей)
Поступление в школу – важнейшее событие в жизни дошкольников. С ним связаны надежды и опасения, радость и тревога. Но все это у взрослых, у родителей. Отношение же детей к принятию новой для себя роли ученика проявляется как желание или нежелание ходить в школу.
Много лет в психолого-педагогической литературе ведутся споры относительно того, стоит или не стоит готовить дошкольников к обучению в школе и как это делать. Аргументом в пользу необходимости подготовки детей еще в дошкольные годы к освоению некоторых самых главных учебных умений служит все возрастающее число первоклассников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Дополнительная аргументация в пользу постепенного перевода детей к освоению учебной деятельности лежит в плоскости хорошо известной в психологии аксиомы о невозможности автоматического и независящего от усилий ребенка и его окружения освоения более сложной деятельности, в данном случае учебной. Эта проблема является комплексной, затрагивающей не только образовательную систему, но и здравоохранение, так как нервно-психические перегрузки сказываются и на соматическом, и на психическом здоровье детей, которое, по мнению многих медиков, имеет тенденцию к ухудшению.
Стоит заметить, что детский организм и психика ребенка обладают большим адаптационным ресурсом, опираясь на который можно создать адекватную систему подготовки дошкольников к обучению в школе. При этом следует учитывать, что дошкольный возраст характеризуется высокой чувствительностью как к эмоциональному фону воспитания и обучения, так и к физическим нагрузкам, а также разнообразию среды и сенсомоторных действий. Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений, позволяющим безболезненно переходить на учебную деятельность в начальной школе, следует считать игровую, а не классно-урочную форму занятий, а так же постоянный контроль над возможной интеллектуальной перегрузкой детей старшего дошкольного возраста. Все это возможно соблюсти в полной мере только в том случае, если овладение учебной деятельностью происходит в детском саду, а не в стенах школы.
Как дошкольник становится школьником? Поступает в школу? Нет, это иллюзия простоты. Встречаются дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, а то и в третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям – взрослым, сверстникам; к задачам, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психологические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.
Готовность к школьному обучению.
До сих пор в науке отсутствует единое и четкое определение понятия «готовность к обучению или школьная зрелость». По мнению одних специалистов, школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями и мотивами, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Другие считают, что школьная зрелость – это достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении. Оба определения достаточно широки, но не дают представления о качественных особенностях развития разных психических функций, на основе которых дошкольник способен справиться с учебными задачами в начальной школе.
Целесообразно рассматривать готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе. Достаточная готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, то есть осознанной и волевой регуляции поведения. Произвольность поведения важна в связи с тем, что она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в отношениях ребенка к центральной фигуре в процессе обучения – учителю, а также к сверстникам. По мнению многих специалистов, произвольность поведения ребенка является недостаточно сформированной к концу дошкольного детства.
В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.
Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от пренатального периода развития, генотипа и темпа физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия-отсутствия хронических заболеваний. По совокупности этих показателей и судят о состоянии здоровья детей, которых принято относить к четырем основным группам.
Дети с первой группой здоровья – здоровые дети, не имеющие существенных отклонений по основным системам организма, редко болеющие.
Дети со второй группой здоровья – дети, имеющие риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления или стресса. Как правило, они имеют определенные клинические недиагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную для клиницистов и педагогов группу, так как даже незначительные перегрузки сверх нормы могут привести к внезапному ухудшению здоровья и развитию неожиданных хронических заболеваний. Если учесть, что именно эти дети выпадают из-под систематического врачебного наблюдения, а также учителей и родителей в связи с отсутствием выраженной патологии, то становится очевидным, что дети с функциональными нарушениями – это наиболее неустойчивая группа первоклассников, которые к концу обучения в первом классе часто демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья. Дети со второй группой здоровья составляют абсолютное большинство.
Дети с третьей группой здоровья – дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний в период обострения своих хронических болезней. Как правило, дети с третьей группой здоровья имеют ослабленный иммунитет, что отрицательным образом сказывается на их стрессоустойчивости а адаптационных возможностях. Школьные нагрузки быстро приводят к переутомлению и обострению хронических болезней, наиболее частыми из которых являются нарушения зрения, осанки, желудочно-кишечные болезни, а также заболевания органов дыхания.
Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор при выборе конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью, обусловливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность.
Специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении в ДОУ, которые необходимы для освоения чтения и письма, а так же счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы именно эти навыки считают необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии как правило и строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка. Если у дошкольника к моменту начала освоения этих навыков определенные участки коры головного мозга не достигли зрелости, то обучение будет неэффективным и может отвратить ребенка от учения вообще. Постепенная и настойчивая тренировка безусловно принесет свои плоды, но только при условии положительного отношения ребенка к процессу формирования этих навыков и умений.
Психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную и личностную.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. Такими важнейшими процессами являются:
- достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации;
- хорошая сенсомоторная координация и двигательная ловкость;
- способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, что является основой формирования аналитического мышления;
- хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической ее роли;
- достаточное развитие мелкой моторики руки;
- овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха;
- начальное овладение символическими операциями;
- зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Перечисленные психические функции и процессы развиты у старших дошкольников не в одинаковой мере.
Старший дошкольный возраст характеризуется расцветом сюжетно-ролевых игр и игр с правилами, именно в игре рождаются предпосылки учебной деятельности, и, в частности, произвольность. Игровая мотивация позволяет ребенку демонстрировать такой уровень развития психических процессов, который вне игры пока еще ему не доступен.
Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением.
Сначала остановимся на мотивации. Большинство родителей почти сразу скажут, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Как же мотивируют дети свое желание или нежелание идти в школу? У детей эти чувства могут возникнуть по разным причинам и базироваться на ценностях, как связанных с собственно учебной деятельностью, так и непосредственно с ней не связанных. То есть одних детей привлекают адекватные учебной деятельности ценности: они убеждены, что в школе будет интересно, им хочется научиться читать, писать на доске и в тетрадях, общаться с одноклассниками и учителями; другие дети свои положительные ожидания от поступления в школу связывают с внешними атрибутами (неадекватными учебной деятельности ценностями), например с тем, что мама купит красивый рюкзачок, и с ним можно будет ходить в школу. В школу идут и друзья ребенка. В школе все новое, необычное, а все новое, как известно, привлекает детей . кроме того, дети знают, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника. Дети уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке игрушки, но не можете не купить ручку или тетрадки. Точно также дети видят, что взрослые могут прервать самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремиться в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и обязанности, которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье
Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в возможности противостоять мешающим факторам во время выполнения какого- либо действия. Ведь ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Известно, что в условиях эмоциональной напряженности некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности своей деятельности, другие же проявляют удивительные способности не только не ухудшать качество интеллектуальной деятельности, но даже его улучшать, проявляя высокую стрессоустойчивость. Однако большинство детей демонстрируют ухудшение качества психических и интеллектуальных процессов, что снижает их работоспособность даже в ситуации положительного эмоционального воздействия. Естественно, что именно эти дошкольники характеризуются неразвитой волевой регуляцией, и они, скорее всего, столкнутся с трудностями в учебной деятельности.
В настоящее время сложным является и выбор профиля школы, в которой предстоит учиться ребенку. Большинство родителей, которые своими детьми занимаются, вкладывают в них не только душу, время, но и значительные средства, ориентируются на престижные учебные заведения: гимназии, школы с углубленным изучением иностранных языков или естественных наук. Все это было бы хорошо, если бы не одно «но»… Когда родители выбирают учебные заведения, исходя из своих представлений о полезном для ребенка, они нередко не считаются с интересами самого ребенка. А он, между тем, должен не только сам хотеть учиться именно в этой школе, но и обладать соответствующими способностями. В противном случае ребенок с каждым годом будет тратить все больше своей энергии на освоение нелюбимых предметов в ущерб интересным для него. Этот «неоптимальный» вариант обучения ребенка в школе может закончиться либо развитием протестных форм поведения, либо формированием неврозоподобных нарушений с эмоциональным дискомфортом, раздражительностью, тревогой, отклонениями в поведении и общении.
Психологический портрет идеального младшего школьника
Школа – это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться – это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба – это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда надо делать уроки, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, и телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь. Что к тебе относятся всерьез. Учитель – самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит надо стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие дети в классе – это те, кто выполняет школьные правила, старательно учатся и помогают другим.
Этот «эталон» ученика и есть позиция школьника в ее «чистом виде». На уроках он – весь внимание, проявляет произвольность поведения, сосредоточен, следит за ходом рассуждений учителя и других детей, своевременно выполняет указания…. У «идеала» хорошо развито восприятие, мышление, воображение, обеспечивающие сознательное усвоение и применение школьных знаний. Развито логическое мышление – умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы…
Учение в его школьной форме – обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строгого руководства взрослого. И все же именно в сюжетно-ролевой игре складывается ряд качеств, необходимых школьнику. Обычно дети берут на себя роли взрослых людей, занятых общим делом. И взаимоотношения. Отображаемые в игре, подчиняются правилам, по которым строятся реальные взаимоотношения взрослых. Поэтому в сюжетно-ролевой игре дети постепенно учатся не просто подчиняться правилам «вообще». Но подчиняться правилам общественного поведения.
Сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это – не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу, рождается из обсуждения их с другими людьми. Это показывает ребенку, что по каждому отдельному вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. А рассуждения можно назвать спором с самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....