Семинар-практикум для родителей "Приемы развития речи детей от 2 до 4 лет"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Фадеева Людмила Витальевна

Познакомить родителей с различными приемами развития речи.Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Сообщество»

Семинар-практикум по теме «Приемы развитие речи детей от 2-4 лет в семье и в детском саду»

Подготовила: Фадеева Людмила Витальевна

Нефтеюганск 2015

Семинар-практикум по теме «Приемы развитие речи детей от 2-4 лет в семье и в детском саду»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам речевого развития детей младшего возраста.

Задачи:

1. Рассказать родителям об играх и упражнениях на развитие речи детей.

2. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Ход семинара:

  1. Выступление воспитателя

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в детском саду, а затем и в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Также на развитие речи влияет развитие мелкой моторики.

  1. Практическая часть.

Игры и игровые упражнения, способствующие развитию речи ребенка.

Вам следует знать, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит. Поэтому нужно развивать слуховое восприятие ребенка. Для этого можно использовать следующие игровые задания:

Громко - тихо.

 Объясните ребенку, что услышав громкое звучание бубна, он должен хлопать в ладоши, а тихое – топать ножками.

Приложение 1

  1. Развитие речевого дыхания.

Вос-ль: Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли его дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым. Ведь для того, чтобы произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть плавным достаточно продолжительным выдохом через рот.

 Бабочка.

На веревочке укрепите легкую бумажную бабочку. Предложите ребенка плавно подуть ртом, не трогая руками. Также можно повесить на веревочку птичку или комарика.

Приложение 2

  1. Формирование правильной артикуляции (произношении звуков).

Вос- ль: Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые, вы вместе с ребенком можете делать 1-2 раза в течение дня, выбирая по одному упражнению из трех позиций.

Приложение 3

Когда ребенок облизывает тарелку, ложку с медом, ест твердую пищу(яблоки, морковку, сушки), это также способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Добивайтесь от своего ребенка четкого произнесения звукоподражаний:

  • Поезд сигналит: ту-ту-ту.
  • Дети в лесу перекликаются: ау-ау-ау.
  • Колокольчик звенит: дзинь-дзинь-дзинь.
  • Барабан барабанит: там-там-там.
  • Ежик фыркает: фу-фу-фу.
  • Кукушка кукует: ку-ку-ку.
  • Ослик кричит: иа-иа-иа.
  • Малыш плачет: уа-уа-уа.
  • Лошадка ржет: го-го-го.
  • Курочка кудахчет: ко-ко-ко.
  • Корова мычит: му-му-му.
  • Баран блеет: бе-бе-бе.
  • Коза млеет: ме-ме-ме.
  • Филин кричит: уху-уху-уху.
  • Мышка пищит: ип-пи-пи.
  1. Развитие грамматического строя речи.

Вос-ль: Попробуйте потренировать ребенка в умении различать слова, близкие по звуковому составу. Лучше подбирать, знакомые ребенку, значение которых, он хорошо знает и которыми пользуется.

Правильно или неправильно?

Дайте ребенку игрушку, например, мяч. Предложите послушать, как вы будете называть игрушку. Если вы назовете игрушку неправильно, то ребенок должен топнуть ногой (или хлопнуть в ладоши). Например: мяч- мяч-меч-бяч-мясь-мяч.

Приложение 4

  1. Развитие фразовой речи, расширение словаря

Вос-ль: Предлагаю обыгрывание игровых ситуаций с целью развития фразовой речи.

Взрослый

Ребенок

Вы берете куклу и спрашиваете: «Кто к нам приехал в гости?»

Ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»

«Это что у куклы?» (показываете на ручки, волосы, ножки и т.д.)

«У куклы есть ручки, ножки, тело, головка»

«Во что одета кукла?»

« Кукла одета в платье, на ножках - туфельки»

«Спроси у куклы» Ты хочешь кушать?»

«Ты хочешь кушать?»

«Чем ты будешь куклу кормить?»

«Я кормлю куклу кашей»

Предложи кукле кашу вот так. Кукла, ты хочешь каши?»

«Кукла, ты хочешь каши?» и т. д.

  1. Обучение рассказыванию выразительности речи, расширение словаря.

Вос-ль: А теперь несколько советов, которые нужно учитывать при рассмотрении сюжетных предметных картинок.

Учитываем следующие особенности:

  • Картинка должна быть доступно для понимания ребенком.
  • Вы задаёте вопросы и приучаете ребенка отвечать полным ответом.

И еще, когда ребенок, отвечает на вопрос, требуется меньше подсказок от взрослого.

При чтение художественных произведений учитывайте следующие особенности:

  • Литературный материал должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка.
  • Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания.
  • Одно и тоже произведение можно читать по несколько раз в день.
  •  После прочтения художественного произведения спрашиваем, про кого сказка, что происходит с главными героями.
  • Учим пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передовая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

Учите наизусть с детьми стихи, потешки, загадки. (Объем стихотворений 4-6

строк)

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Я думаю, что всем знакомо высказывание В. А. Сухомлинского «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев». Ученые пришли к выводу, что речевые и моторные  центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей- превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!

 Помните, что развивая тонкую моторику, вы не только продвинете развитие своего ребенка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.

1 этап Массаж. Массируя пальцы активировать работу внутренних органов

 Большой - отвечает за голову.

 Указательный - желудок.

 Средний – печень.

  Безымянный – почки.

  Мизинец - сердце

Японская методика пальцевого массажа.

Приложение 5

2 этап – Пальчиковые игры

Проигрывание нескольких игр.

Приложение 6

Развитие мелкой моторики в домашних условиях

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Приложение 7

Игры на бумаге развивающие моторику кистей рук.

С ребенком можно развивать кисти рук дорисовывая некоторые картинки.

Приложение 8

Кроме этого можно и много других игр. (шнуровки, мозаика,  песок, пенка, тесто и пластилин, мять и рвать бумагу)

Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое время препровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2 – летний малыш вполне может самостоятельно сделать бумажную скульптуру забавного снеговика. Полезное занятие - « ощипывание – отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки, пусть малыши сложит пальчиками в пластиковые стаканчик из – под йогурта - получится бумажное мороженое.

Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок – это будут рулетики или улиточки, кому, что нравится! Все эти развивающие игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих игрушек. Можно заменить салфетками.

Пальчики рассказывают сказку.

Проигрывание нескольких сказок.

Приложение 9

Рефлексия: Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу и прошу вас рассказать о  своих впечатлениях и пожеланиях.

 Кому понравилась наш семинар, прошу вас вот на это сердечко, при помощи стикеров, оставить свое впечатление ( красный - не понравилось, зеленый – понравилось)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»

Цель:Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.Задачи:·       познакомить...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

·         повысить интерес детей к художественной литературе;·         разработать систему работы с книгой;·...

Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

Семинар-практикум для родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в...

Семинар-практикум : " Сторителлинг - интерактивный метод развития речи детей дошкольного возраста".

Сторителлинг - современная технология развития речи детей дошкольного возраста....

Статья о семинаре - практикуме для родителей "Приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста

6 декабря 2018 года в детском саду «Чебурашка» прошел семинар – практикум для родителей «Приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста». Данный семинар был про...