мини-музей "Народные промыслы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Мини-музей создавался в старшей группе с целью приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству.
Данный материал содержит конспект занятия экскурсии по мини-музею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экскурсия по мини-музею | 23.61 КБ |
мини-музей как форма работы с родителями | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии в старшей группе «Игрушечных дел мастера»
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о народных промыслах; расширять представления о Богородских игрушках и Сергиево-Посадских матрешках;
Воспитательные: воспитывать чувство гордости старинными наследиями; уважение к народным мастерам; формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость;
Развивающие: развивать психические процессы: внимание, память, мышление и воображение, интерес к народному искусству.
Интеграция с другими образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие» – беседа с детьми о народном декоративно-прикладном искусстве; «Познавательное развитие» - знакомство детей с музеем, выставками; «Художественно-эстетическое развитие» - раскрашивание силуэтов матрешки.
Словарная работа: «музей», «хранительница музея», «выставка», «мастера-умельцы», «подмастерья», «механизм».
Материал: выставка Богородских игрушек, матрешек из Сергиева-Посада; заготовки силуэтов матрешек.
Ход занятия (НОД)
Воспитатель: Мы сегодня отправимся с вами в наш музей «Народные промыслы». А кто из вас знает, что такое музей?
- Да, музей – это место, в котором собрана особенно ценная коллекция. Музеи могут быть разные, а правила поведения там одни и те же: нужно внимательно слушать экскурсовода и запоминать все, что он говорит, а также очень бережно относиться к экспонатам, которые там хранятся.
Хранительница музея: Здравствуйте, дорогие ребята! Я – хранительница музея – значит, его хозяйка. А музей у меня не простой. Можно сказать, «детский», потому что здесь собраны разные игрушки: есть современные, а есть и старинные, в которые еще ваши бабушки и дедушки играли.
- Нам нужно всего лишь улыбнуться, повернуться – и мы уже на выставке. Посмотрите, какая красота! Называется наша выставка «Игрушечных дел мастера». Предлагаю не тратить время на разговоры и поскорее познакомиться с мастерами-умельцами. Напоминаю, что на выставке нужно соблюдать правила поведения. Вы их знаете. И что удивительно: каждый мастер сегодня приготовил для вас сюрприз!
Стол «Богородская игрушка».
Воспитатель надевает фартук и превращается в мастера Богородской игрушки.
Воспитатель: Очень хорошо, что вы пришли! Я вам очень рада. Рады и мои игрушки. Я – мастерица Богородской игрушки.
Как вы думаете, из какого они материала? (Из дерева.)
- Значит, они какие? (Деревянные.)
- Правильно. Давным-давно прославились Богородские мастера своим уменьем. Вырезал мастер из самого лучшего материала свои фигурки, грузил их на телегу и отправлял в город Сергиев-Посад, где жили «красилы».
Как вы думаете, зачем?
- Красилами называли людей, которые раскрашивали готовые игрушки.
А у мастеров-резчиков, после того как они вырезали лучшие фигурки, оставалось немало отходов: поленьев с дефектами, обрезков дерева. Из них-то мастера и режут дешевый товар. Берет мастер липовую чурочку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. (Показ.) А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И кто у него получится?
- Правильно, Михайло Потапыч. Богородских медведей особенно любят мастера.
Вырезают они и других животных. Кого вы видите?
- Всех животных Богородские мастера изображали за каким-нибудь делом. Чем люди в старину занимались, то и животным приписывали. Например, чем этот мишка с мужиком заняты? (Ответы детей.)
- Эта игрушка так и называется «Кузнецы».
- А эти медвежата что делают? (Ответы детей.)
А вы заметили, какие выдумщики мастера наши. Игрушки они делали на забаву детям. Вот и придумали хитрость: игрушки-то двигаться могут. Вот этот мишка что делает? (Забивает гвоздь.)
- Как это у него получается? (Ответы детей.)
- Найдите игрушки, которые, как эта, приводятся в движение подобным механизмом. (Предлагает детям попробовать аккуратно привести игрушки в движение.)
Воспитатель: А эти курочки умеют быстро-быстро клевать зерно. Как это у них получается?
- Правильно, это другой механизм: нужно аккуратно вращать шарик по часовой стрелке. Найдите игрушки с таким же механизмом. Попробуйте привести их в движение.
- А эта игрушка на моей выставке особенная. Кто это? А знаете, что он умеет? Это самый сложный механизм. Нужно аккуратно нажимать на палочки и мишка будет делать вот такие чудеса.
Вы так можете? А что нужно, чтобы этому научиться? Предлагаю прямо сейчас потренироваться.
Физкультминутка.
Ты давай-ка не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево -
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
Руки в боки! Улыбнись!
Вправо-влево наклонись.
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай!
И попрыгать нам пора -
Мы не прыгали с утра.
Шаг на месте в заключенье -
Это тоже упражненье.
Воспитатель: Ну что, девочки и мальчики? Понравились вам мои игрушки? Запомнили вы, как они называются?
Я с вами прощаюсь. До свидания!
Стол «Загорская матрешка.
Воспитатель надевает фартук.
- Наша выставка тоже очень интересная. Я – мастер из подмосковного города Сергиев-Посад.
Алый шелковый
платочек,
Яркий сарафан
в цветочек,
Упирается рука
в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три,
а может, шесть.
Разрумянилась
немножко
Наша русская…
(матрешка).
Воспитатель: Делают эти матрешки в нашем замечательном городе Сергиев-Посад. Я вам немного расскажу о матрешках.
Около ста лет назад привезли из Японии к нам в Россию деревянную куклу, смешного старичка. (Показ.) Игрушка так понравилась нашим художникам, что решили они сделать такую же для русских детей. Получилась девочка в сарафане, переднике, платке с цветами и петухом. (Показ.)
Стали мастера придумывать ей имя:
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? (Ей имя подбирал.)
Красивая игрушка, как русская девчушка,
И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.
Матрешка, как и все игрушки до этого, рождается из дерева. Сначала мастер вытачивает заготовку. (Показ.) Потом художник ее «одевает», т.е. расписывает и украшает. (Показ.) Вот так и получается красивая матрешка! Причем женщины-мастерицы расписывали всю матрешку, кроме лица. Личико матрешки, с ее глазками, губками, щечками, рисовали обязательно мастера-мужчины. У них это лучше всего получалось.
А в чем же секрет этой замечательной куклы?
- Правильно, внутри спряталась вся ее семейка.
Посмотрите, была одна матрешка, а теперь их сколько? (Две.) Попробуйте аккуратно раскрыть ее и посмотрите, сколько же там еще кукол внутри. (Раскрываем до девяти.)
Воспитатель: Все эти куклы называются матрешками. Но матрешки бывают не только девочками! Есть матрешки мальчики, бабушки, дедушки и даже герои сказок и мультфильмов.
- Кто это? (Дед.)
- А как вы думаете, внутри есть кто-нибудь? Кто бы это мог быть? Тогда давайте посмотрим дальше... (Сказка «Колобок».)
- А давайте вместе вспомним эту сказку. (Предлагает детям рассказать русскую народную сказку «Колобок», сопровождая рассказ показом игрушек.)
- Я для вас тоже приготовила сюрприз. Хотите узнать какой? Я вам предлагаю раскрасить силуэт матрешки. Вы как будто сами станете мастерами-умельцами, ну еще, конечно, не совсем мастерами, но уж подмастерьями точно.
Воспитатель: Понравилась вам выставка игрушек?
- Какие же сюрпризы дарили вам мастера-умельцы?
- Понравились вам игрушки?
- Народные мастера-умельцы богаты любовью своей: к родной земле, к детям своим. Ведь только очень добрые и хорошие люди могут создавать такие изделия, о которых знают не только у нас в России, но и в других странах.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"
Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Народные декоративно-прикладные промыслы
Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...
презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)
презентация по народным промыслам...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...