мини-музей "Народные промыслы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Дерябина Елена Евгеньевна

Мини-музей создавался в старшей группе с целью приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству.

Данный материал содержит конспект занятия экскурсии по мини-музею.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в старшей группе «Игрушечных дел мастера»

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о народных промыслах; расширять представления о Богородских игрушках и Сергиево-Посадских матрешках;

Воспитательные: воспитывать чувство гордости старинными наследиями; уважение к народным мастерам; формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость;

Развивающие: развивать психические процессы: внимание, память, мышление и воображение, интерес к народному искусству.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие» – беседа с детьми о народном декоративно-прикладном искусстве; «Познавательное развитие» - знакомство  детей с музеем, выставками; «Художественно-эстетическое развитие» - раскрашивание силуэтов матрешки.

Словарная работа: «музей», «хранительница музея», «выставка», «мастера-умельцы», «подмастерья», «механизм».

Материал: выставка Богородских игрушек, матрешек из Сергиева-Посада; заготовки силуэтов матрешек.

                        Ход занятия (НОД)

Воспитатель: Мы сегодня отправимся с вами в наш музей «Народные промыслы». А кто из вас знает, что такое музей?

 - Да, музей – это место, в котором собрана особенно ценная коллекция. Музеи могут быть разные, а правила поведения там одни и те же: нужно внимательно слушать экскурсовода и запоминать все, что он говорит, а также очень бережно относиться к экспонатам, которые там хранятся.

        Хранительница музея: Здравствуйте, дорогие ребята! Я – хранительница музея – значит, его хозяйка. А музей у меня не простой. Можно сказать, «детский», потому что здесь собраны разные игрушки: есть современные, а есть и старинные, в которые еще ваши бабушки и дедушки играли.

         - Нам нужно всего лишь улыбнуться, повернуться – и мы уже на выставке. Посмотрите, какая красота! Называется наша выставка «Игрушечных дел мастера». Предлагаю не тратить время на разговоры и поскорее познакомиться с мастерами-умельцами. Напоминаю, что на выставке нужно соблюдать правила поведения. Вы их знаете. И что удивительно: каждый мастер сегодня приготовил для вас сюрприз!

        Стол «Богородская игрушка».

Воспитатель надевает фартук и превращается в мастера Богородской игрушки.

Воспитатель: Очень хорошо, что вы пришли! Я вам очень рада. Рады и мои игрушки. Я – мастерица Богородской игрушки.

Как вы думаете, из какого они материала? (Из дерева.)

- Значит, они какие? (Деревянные.)

- Правильно. Давным-давно прославились Богородские мастера своим уменьем. Вырезал мастер из самого лучшего материала свои фигурки, грузил их на телегу и отправлял в город Сергиев-Посад, где жили «красилы».

Как вы думаете, зачем?

- Красилами называли людей, которые раскрашивали готовые игрушки.

А у мастеров-резчиков, после того как они вырезали лучшие фигурки, оставалось немало отходов: поленьев с дефектами, обрезков дерева. Из них-то мастера и режут дешевый товар. Берет мастер липовую чурочку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. (Показ.) А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И кто у него получится?

- Правильно, Михайло Потапыч. Богородских медведей особенно любят мастера.

           Вырезают они и других животных. Кого вы видите?

 - Всех животных Богородские мастера изображали за каким-нибудь делом. Чем люди в старину занимались, то и животным приписывали. Например, чем этот мишка с мужиком заняты? (Ответы детей.)

          - Эта игрушка так и называется «Кузнецы».

 - А эти медвежата что делают? (Ответы детей.)

 А вы заметили, какие выдумщики мастера наши. Игрушки они делали на забаву детям. Вот и придумали хитрость: игрушки-то двигаться могут. Вот этот мишка что делает? (Забивает гвоздь.)

 - Как это у него получается? (Ответы детей.)

 - Найдите игрушки, которые, как эта, приводятся в движение подобным механизмом. (Предлагает детям попробовать аккуратно привести игрушки в движение.)

           Воспитатель: А эти курочки умеют быстро-быстро клевать зерно. Как это у них получается?

         - Правильно, это другой механизм: нужно аккуратно вращать шарик по часовой стрелке. Найдите игрушки с таким же механизмом. Попробуйте привести их в движение.

         - А эта игрушка на моей выставке особенная. Кто это? А знаете, что он умеет? Это самый сложный механизм. Нужно аккуратно нажимать на палочки и мишка будет делать вот такие чудеса.

 Вы так можете? А что нужно, чтобы этому научиться? Предлагаю прямо сейчас потренироваться.

        

Физкультминутка.

Ты давай-ка не ленись!

Руки вверх и руки вниз.

Взмахи делай четче, резче,

Тренируй получше плечи.

Корпус вправо, корпус влево -    

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

Руки в боки! Улыбнись!

Вправо-влево наклонись.

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай!

И попрыгать нам пора -

Мы не прыгали с утра.

Шаг на месте в заключенье -

Это тоже упражненье.

Воспитатель: Ну что, девочки и мальчики? Понравились вам мои игрушки? Запомнили вы, как они называются?

Я с вами прощаюсь.  До свидания!

          Стол «Загорская матрешка.

Воспитатель надевает фартук.

- Наша выставка тоже очень интересная. Я – мастер из подмосковного города Сергиев-Посад.  

Алый шелковый

платочек,

Яркий сарафан

в цветочек,

Упирается рука

в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три,

а может, шесть.

Разрумянилась

немножко

Наша русская…

(матрешка).

Воспитатель: Делают эти матрешки в нашем замечательном городе Сергиев-Посад. Я вам немного расскажу о матрешках.

Около ста лет назад привезли из Японии к нам в Россию деревянную куклу, смешного старичка. (Показ.) Игрушка так понравилась нашим художникам, что решили они сделать такую же для русских детей. Получилась девочка в сарафане, переднике, платке с цветами и петухом. (Показ.)

Стали мастера придумывать ей имя:

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может, на Танюшку? (Ей имя подбирал.)

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.  

Матрешка, как и все игрушки до этого, рождается из дерева. Сначала мастер вытачивает заготовку. (Показ.) Потом художник ее «одевает», т.е. расписывает и украшает. (Показ.) Вот так и получается красивая матрешка! Причем женщины-мастерицы расписывали всю матрешку, кроме лица. Личико матрешки, с ее глазками, губками, щечками, рисовали обязательно мастера-мужчины. У них это лучше всего получалось.

        А в чем же секрет этой замечательной куклы?

        - Правильно, внутри спряталась вся ее семейка.

        Посмотрите, была одна матрешка, а теперь их сколько? (Две.) Попробуйте аккуратно раскрыть ее и посмотрите, сколько же там еще кукол внутри. (Раскрываем до девяти.)

        Воспитатель: Все эти куклы называются матрешками. Но матрешки бывают не только девочками! Есть матрешки мальчики, бабушки, дедушки и даже герои сказок и мультфильмов.

        - Кто это? (Дед.)

                - А как вы думаете, внутри есть кто-нибудь? Кто бы это мог быть? Тогда давайте посмотрим  дальше... (Сказка «Колобок».)

         - А давайте вместе вспомним эту сказку. (Предлагает детям рассказать русскую народную сказку «Колобок», сопровождая рассказ показом игрушек.)

          - Я для вас тоже приготовила сюрприз. Хотите узнать какой? Я вам предлагаю раскрасить силуэт матрешки. Вы как будто сами станете мастерами-умельцами, ну еще, конечно, не совсем мастерами, но уж подмастерьями точно.

       Воспитатель: Понравилась вам выставка игрушек?

         - Какие же сюрпризы дарили вам мастера-умельцы?

         - Понравились вам игрушки?

         - Народные мастера-умельцы богаты любовью своей: к родной земле, к детям своим. Ведь только очень добрые и хорошие люди могут создавать такие изделия, о которых знают не только у нас в России, но и в других странах.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)

презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...