Развитие игры в младенчестве
материал на тему
Доклад "Игровая деятельность ребенка от младенчества до 3 лет."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_mladenchestve.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность ребенка от младенчества до 3 лет.
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий ¾ наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и прочее). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка от 5-6 мес. до 1 года 6 мес.
В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали.
Игровые действия имеют свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца, которому свойственны два этапа:
- Ознакомительный;
- Отобразительный.
На первом, ознакомительном этапе, предметно-игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребенок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается). Так начинается этап отобразительной предметно-игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (машинку и коляску – катают, везут на них груз, куклу). Отобразительные предметно-игровые действия свойственны детям от 5-6 месяцев до 1-1,6 года.
С обобщением опыта, приобретенного в действиях с игрушками и в реальной повседневной жизни, ребенок получает возможность чаще отображать действия людей с предметами по их назначению, принятому в обществе. Он может передавать в игре знакомые ситуации: кормление, лечение, постройку дома.
Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется роль в действии, например: “девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает: “Я Юля”. Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: я - шофер, ты – мама.
Игровые действия в сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре претерпевают значимые изменения. Они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: “это как будто”, “это понарошку”. Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой, в помещении группы “поплавать”, “походить на лыжах” и т.д.
«Кукла Маша у нас в гостях»
Цель: закрепить знания о чайной посуде, активизировать речь ребёнка, воспитывать приветливость, заботливость, учить играть с куклой.
Игровые действия: накрыть игрушечный стол для кормления – чаепития куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, придвинуть стул.
Ход игры: Кукла Маша обещала сегодня придти в гости, как мы её встретим?
Скажем здравствуй , Маша. Предложим стул. Мы рады Маша, что ты пришла к нам в гости. Давай угостим Машу чаем?.
Нужно сказать: Иди Маша чай пить.
Ребёнок повторяет приглашение. Маша благодарит.
А какую посуду надо приготовить для чая?
Правильно, чашку, блюдце, ложечку, Расставь, пожалуйста, посуду на столе, (ребёнок расставляет, взрослый помогает)
Налей кукле Маша чай из чайника, (ребёнок наливает) А чем мы будем угощать куклу? Конфетами и печеньем, (ребёнок ставит тарелку с угощениями перед куклой).
Кукла Маша пробует чай, и он ей кажется невкусным.
Взрослый: Маша, а почему тебе не нравится наш чай?
Маша: он несладкий.
Взрослый: а что мы забыли поставить на стол?
Ребёнок: сахарницу с сахаром.
Правильно Теперь положим сахар в чай . Стало вкусно Обратить внимание на то, что в чайную посуду входит также и сахарница – посуда для сахара. После чаепития ребёнок может самостоятельно играть с куклой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация авторской дидактической игры "Весенняя картинка". Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Игра предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра "Весенняя картинка" проста в изготовлении, предназначена для выкладывания детьми на фланелеграфе или ковролине. Можно использовать на комплексных занятиях с детьми младшего дошкольн...
Программа дополнительного образования Социально- личностного развития (игра) Кружок «Играй, малыш»
Данная программа направлена на усовершенствование и развитие движений детей 2-3 лет, на формирование положительных взаимоотношений, обогащению речи, укреплению здоровья....
Развитие игры в младенчестве и раннем возрасте.
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы...
Игра и развитие. Игры для малышей на различие цвета
Цвета для малыша – настоящее открытие. И они требуют особого разъяснения взрослыми. А лучший способ объяснить – сыграть в игру!...
Дидактическая игра по сенсорному развитию «Игра-моталочка»
Это полезная соревновательная игра для детей дошкольного возраста. Она используется для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация...
Консультация: Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая и...
Развитие игры. Первая младшая группа.Как сформировать сюжетно-отобразительную игру и подготовить ролевую.
Развитие игры. Первая младшая группаТретий...