статья "Игра, как средство всестороннего развития ребёнка"
статья (подготовительная группа) по теме
игра - средство развития ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра - средство развития ребёнка | 60.5 КБ |
konsultatsiya_po_mnemotehnike.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова О.М., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 97 Калининского района
Санкт-Петербурга
Всероссийский практико – ориентированный СЕМИНАР
«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
Развивающие игры по математике в детском саду
Математика для детей дошкольного возраста - сложная наука.
И т.к игра для дошкольников является основным видом деятельности ребят надо заинтересовать играми направленными на ФЭМП.
Максимального эффекта при формировании ЭМП можно добиться, используя занимательные упражнения, развивающие и дидактические игры.
Роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применениив других видах деятельности, новой обстановке.
Мы решили использовать игры с кругами Луллия.
Круги Луллия позволяют создавать непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия математикой увлекательными и эффективными.
Простота конструкции позволила нам изготовить их своими руками и использовать, как в организованной, так и самостоятельной образовательной деятельности детей.
С помощью кругов и колец Луллия решаются задачи по ФЭМП у дошкольников: на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; учить называть последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; закреплять состав числа; учить распознавать геометрические фигуры в разных пространственных положениях; у детей развивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
Игра «Задачи»
Цель: закреплять умение составлять и решать арифметические задачи.
Ход игры: на нижнее кольцо разложить предметные картинки. На среднее – цифры 1-2 со знаком на + или -, на верхнее – цифры от 1 до 9. Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: мячи, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о мячах. «У девочки было 6 мячей ей купили ещё 1. Сколько мячей стало у девочки ?».
Игра « Фигуры»
Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определить из каких фигур состоит предмет.
Ход игры: на нижний круг разложить изображения состоящие из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать изображение, затем совместить с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.
Игра «Подбери цифру»
Цель: закреплять умение соотносить цифру и количество предметов.
Ход игры: на среднее кольцо разложить цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбрать цифру. Предлагается подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует цифре.
Игра «Продолжи цепочку»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: на нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжить цепочку, поворачивая средний и верхний круг.
Игра «Из чего состоит число»
Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел. Ход игры: на все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.
Игра «Кто соседи»
Цель: учить называть последующее и предыдущее число.
Вариантов игр, которые можно организовать с детьми, используя данное пособие, множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного материала.
Игра – один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Они позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Математика не всем даётся легко, поэтому именно в этом предмете стоит уделить внимание интерактивным занятиям. И нужно постараться, чтобы они проходили в интересной для дошкольника форме.
Круги Луллия позволяют организовать обучение в занимательной форме, и дети получают от них большое удовольствие.
Кузнецова О.М., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 97 Калининского района
Санкт – Петербурга
Всероссийский СЕМИНАР
«Проектная деятельность в ДОУ»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)
Проектная деятельность – это дидактическое средство активации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств.
Метод проектов – накопление детьми самостоятельного опыта, который становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребёнка.
Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно – исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребёнка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремлённость. Большое значение имеет то, что ребёнок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самостоятельно пройти весь путь к ним. Информация полученная таким путём более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Этапы реализации методов проектов – определение цели, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов.
Алгоритм разработки и осуществления проекта
1 этап
- Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей
- Вовлечь детей в решение проблемы
- На данном этапе используется метод «модель трёх вопросов», метод проблемного обучения
2 этап
- Наметить план
- Обсудить план с детьми и родителями
- Вместе с детьми нарисовать план – схему проведения проекта
3 этап
- Сбор информации и материалов
- Проведение исследовательской практической работы
Проект «Что нам осень подарила»
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
- Развивать способности к поисковой деятельности
- Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания и умения при решении познавательных и практических задач
- Развивать художественный вкус
Этапы работы над проектом
- Наблюдения за изменениями в природе
- Экскурсия
- Обсуждение и выбор темы проекта
- Поисковая работа по теме
- Совместная работа с родителями по изготовлению поделок из природного материала
- Выставка рисунков «Золотая осень»
- Праздник урожая
Пути достижения цели
- Загадки об осени
- Рассматривание иллюстраций
- Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным миром
- Д\ игры «Чтоэто?», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детка»
Работа с родителями
- Прогулки в лес всей семьёй
- Чтение литературы об осенних изменениях в природе
- Изготовление поделок из природного материала
- Приготовление кулинарных блюд из овощей, фруктов, ягод, грибов.
Познавательно – исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации деятельности дошкольников, чем игра. Это деятельность прогрессирует в наш век модернизации.
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребёнка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.
Литература: Байрамова Э.Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности //Исследовательская работа школьников. -2009.- № 3; Веракса Н.Е Организация проектной деятельности в д\с//Современное дошкольное образование: теория и практика.- 2008.- №3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Литературные игры для детей подготовительной группы
Воспитатель ГБДОУ д\с 97 Кузнецова О.М.
Цели:
1.Приобщение дошкольников к словесному искусству
2. Развитие связной речи – диалогической и монологической форм.
3. Расширение кругозора детей.
4. Развитие игровой деятельности детей.
5.Развитие фантазии ребёнка, стимулирование анализа текста литературных произведений в соответствии с предлагаемыми заданиями, воспитывающие любовь к чтению.
Произведения Л.Н.Толстого
«Знаем ли мы рассказы Толстого?»
Материалы: ЭОР или карточки с изображениями разнообразных предметов, цветов, цифры, буквы, времена года, природные явления.
Ход игры: на поставленный вопрос дети выбирают слайд или карточку и проговаривают ответ.
- Какой цвет присутствует в рассказе «Косточка?» (красный)
- На какое животное стал похож Ваня? (рак)
- Сколько слив не хватало? (1)
«Волшебные слоги»
- Котё_____«нок»
- Косточ________ «ка»
- Орё___ «л»
«Выбери правильный ответ»
- Что взял мальчик Филипп, когда собрался идти в школу?(шарф, шапка, варежки)
- Что сделала бабушка?(пошла доить корову, пошла за водой, легла спать)
- Сколько было собак?(много, одна, две)
«Назови и перескажи рассказ»
- Набор картинок или слайдов (плавник акулы, хобот слона, лапа льва, хвост собаки и разные другие)
Дети выбирают нужные (по их мнению) называют и пересказывают рассказ.
Произведения А.С.Пушкина
«Сказки, сказки, сказки»: назвать, показать, прочитать отрывок
- Из трех девиц одна стала царицей,другая-ткачихой.А кем стала их сестра?
- Кто помог Елисею найти невесту?
- Каким волшебным предметом обладала злая царица?
- Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
- Что хотела получить старуха с помощью золотой рыбки?
Слайды или картинки: ткачиха, повар, и др. профессии; ветер, месяц, солнце и др. природные явления; зеркало, яблочко, веретено, ручная мельница и др; белка, царевна, лебедь, богатыри, и др; корыто, дом, дворец и др.
«Поэтический ребус»
Что за стихотворение и кто его написал?
Дети узнают по разложенным картинкам стихотворение и декламируют его: царь, глаз, шахматный столик, шахматная доска, игрушечные солдатики, хмурое лицо, фигурки всадников, подбоченившийся человек, лошади, перчатки, шлем, палаш
Царь увидел пред собою
Столик с шахматной доскою…
Предварительный просмотр:
Кузнецова О.М., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 97 Калининского района
Санкт-Петербурга
Всероссийский практико – ориентированный СЕМИНАР
«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
Развивающие игры по математике в детском саду
Математика для детей дошкольного возраста - сложная наука.
И т.к игра для дошкольников является основным видом деятельности ребят надо заинтересовать играми направленными на ФЭМП.
Максимального эффекта при формировании ЭМП можно добиться, используя занимательные упражнения, развивающие и дидактические игры.
Роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применениив других видах деятельности, новой обстановке.
Мы решили использовать игры с кругами Луллия.
Круги Луллия позволяют создавать непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия математикой увлекательными и эффективными.
Простота конструкции позволила нам изготовить их своими руками и использовать, как в организованной, так и самостоятельной образовательной деятельности детей.
С помощью кругов и колец Луллия решаются задачи по ФЭМП у дошкольников: на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; учить называть последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; закреплять состав числа; учить распознавать геометрические фигуры в разных пространственных положениях; у детей развивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
Игра «Задачи»
Цель: закреплять умение составлять и решать арифметические задачи.
Ход игры: на нижнее кольцо разложить предметные картинки. На среднее – цифры 1-2 со знаком на + или -, на верхнее – цифры от 1 до 9. Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: мячи, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о мячах. «У девочки было 6 мячей ей купили ещё 1. Сколько мячей стало у девочки ?».
Игра « Фигуры»
Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определить из каких фигур состоит предмет.
Ход игры: на нижний круг разложить изображения состоящие из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать изображение, затем совместить с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.
Игра «Подбери цифру»
Цель: закреплять умение соотносить цифру и количество предметов.
Ход игры: на среднее кольцо разложить цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбрать цифру. Предлагается подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует цифре.
Игра «Продолжи цепочку»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: на нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжить цепочку, поворачивая средний и верхний круг.
Игра «Из чего состоит число»
Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел. Ход игры: на все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.
Игра «Кто соседи»
Цель: учить называть последующее и предыдущее число.
Вариантов игр, которые можно организовать с детьми, используя данное пособие, множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного материала.
Игра – один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Они позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Математика не всем даётся легко, поэтому именно в этом предмете стоит уделить внимание интерактивным занятиям. И нужно постараться, чтобы они проходили в интересной для дошкольника форме.
Круги Луллия позволяют организовать обучение в занимательной форме, и дети получают от них большое удовольствие.
Кузнецова О.М., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 97 Калининского района
Санкт – Петербурга
Всероссийский СЕМИНАР
«Проектная деятельность в ДОУ»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)
Проектная деятельность – это дидактическое средство активации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств.
Метод проектов – накопление детьми самостоятельного опыта, который становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребёнка.
Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно – исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребёнка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремлённость. Большое значение имеет то, что ребёнок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самостоятельно пройти весь путь к ним. Информация полученная таким путём более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Этапы реализации методов проектов – определение цели, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов.
Алгоритм разработки и осуществления проекта
1 этап
- Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей
- Вовлечь детей в решение проблемы
- На данном этапе используется метод «модель трёх вопросов», метод проблемного обучения
2 этап
- Наметить план
- Обсудить план с детьми и родителями
- Вместе с детьми нарисовать план – схему проведения проекта
3 этап
- Сбор информации и материалов
- Проведение исследовательской практической работы
Проект «Что нам осень подарила»
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
- Развивать способности к поисковой деятельности
- Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания и умения при решении познавательных и практических задач
- Развивать художественный вкус
Этапы работы над проектом
- Наблюдения за изменениями в природе
- Экскурсия
- Обсуждение и выбор темы проекта
- Поисковая работа по теме
- Совместная работа с родителями по изготовлению поделок из природного материала
- Выставка рисунков «Золотая осень»
- Праздник урожая
Пути достижения цели
- Загадки об осени
- Рассматривание иллюстраций
- Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным миром
- Д\ игры «Чтоэто?», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детка»
Работа с родителями
- Прогулки в лес всей семьёй
- Чтение литературы об осенних изменениях в природе
- Изготовление поделок из природного материала
- Приготовление кулинарных блюд из овощей, фруктов, ягод, грибов.
Познавательно – исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации деятельности дошкольников, чем игра. Это деятельность прогрессирует в наш век модернизации.
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребёнка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.
Литература: Байрамова Э.Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности //Исследовательская работа школьников. -2009.- № 3; Веракса Н.Е Организация проектной деятельности в д\с//Современное дошкольное образование: теория и практика.- 2008.- №3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Литературные игры для детей подготовительной группы
Воспитатель ГБДОУ д\с 97 Кузнецова О.М.
Цели:
1.Приобщение дошкольников к словесному искусству
2. Развитие связной речи – диалогической и монологической форм.
3. Расширение кругозора детей.
4. Развитие игровой деятельности детей.
5.Развитие фантазии ребёнка, стимулирование анализа текста литературных произведений в соответствии с предлагаемыми заданиями, воспитывающие любовь к чтению.
Произведения Л.Н.Толстого
«Знаем ли мы рассказы Толстого?»
Материалы: ЭОР или карточки с изображениями разнообразных предметов, цветов, цифры, буквы, времена года, природные явления.
Ход игры: на поставленный вопрос дети выбирают слайд или карточку и проговаривают ответ.
- Какой цвет присутствует в рассказе «Косточка?» (красный)
- На какое животное стал похож Ваня? (рак)
- Сколько слив не хватало? (1)
«Волшебные слоги»
- Котё_____«нок»
- Косточ________ «ка»
- Орё___ «л»
«Выбери правильный ответ»
- Что взял мальчик Филипп, когда собрался идти в школу?(шарф, шапка, варежки)
- Что сделала бабушка?(пошла доить корову, пошла за водой, легла спать)
- Сколько было собак?(много, одна, две)
«Назови и перескажи рассказ»
- Набор картинок или слайдов (плавник акулы, хобот слона, лапа льва, хвост собаки и разные другие)
Дети выбирают нужные (по их мнению) называют и пересказывают рассказ.
Произведения А.С.Пушкина
«Сказки, сказки, сказки»: назвать, показать, прочитать отрывок
- Из трех девиц одна стала царицей,другая-ткачихой.А кем стала их сестра?
- Кто помог Елисею найти невесту?
- Каким волшебным предметом обладала злая царица?
- Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
- Что хотела получить старуха с помощью золотой рыбки?
Слайды или картинки: ткачиха, повар, и др. профессии; ветер, месяц, солнце и др. природные явления; зеркало, яблочко, веретено, ручная мельница и др; белка, царевна, лебедь, богатыри, и др; корыто, дом, дворец и др.
«Поэтический ребус»
Что за стихотворение и кто его написал?
Дети узнают по разложенным картинкам стихотворение и декламируют его: царь, глаз, шахматный столик, шахматная доска, игрушечные солдатики, хмурое лицо, фигурки всадников, подбоченившийся человек, лошади, перчатки, шлем, палаш
Царь увидел пред собою
Столик с шахматной доскою…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
С/ролевые игры:структура, содержание и видыРуководство с/р игройВажность использования предметов- заместителей...
Игра - средство всестороннего развития ребёнка.
В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Наблюдая за играющим ребёнком , можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера...
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.
Материал теоретический по использованию сюжено-ролевой игры для всестороннего развития дошкольника...
Русская народная игра, как педагогическое средство всестороннего развития ребёнка
в статье описаны цели изадачи использования элементов русской народной игры, как педагогического средства всестороннего развития ребёнка...
Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности...
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.
Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. ...