Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.
методическая разработка на тему

   В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности детей, представлена система работы по игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.

   В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.

Виды игр используемые с детьми дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые (творческие) игры

Игры с правилами

Дидактические:

Подвижные:

  • Игры на бытовые темы
  • Игры с производственной тематикой
  • Строительные игры
  • Игры с природным материалом
  • Театрализованные игры
  • Игры-забавы
  • Развлечения

  • Игры с предметами и игрушками
  • Словесные дидактические игры
  • Настольно-печатные игры
  • Музыкально-дидактические игры

  • Сюжетные
  • Бессюжетные
  • С элементами спорта

   Игра является средством расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею.

   Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

   Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс

   Руководствуясь требованиями ФГОС ДО, наши педагоги отбирают и планируют программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяют дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Они как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

   Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

   Организуя игру, руководя ею, воспитатели воздействуют на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Воспитатели широко используют игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ.

   Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, наши педагоги повышает эффективность физического развития дошкольников. Они создают у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

   Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение - создание образов на основе ранее полученных впечатлений.

   На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.
Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.

   Работа по игровой деятельности в нашем детском саду ведется по четырем направлениям:

Система работы по игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Создание условий

Повышение профессионального мастерства педагогов

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Игровое пространство организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям возрастного и творческого развития ребенка, способствовать формированию разных сторон его личности.

Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения.

Игра занимает в жизни ребенка особое место. В игре наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Игры используются на:

- Предметно-развивающая среда

- Фонд методических и иллюстративных материалов

- Справочная литература

- Методическая литература

- Детская литература

- Наглядный материал

- Атрибутика

- Костюмерная

-Курсы повышения квалификации

-Участие в окружных и районных мероприятиях

-Конкурсы

-Взаимопосещения

-Организация совместных игр детей разного возраста

-Консультации

-Семинары

-Открытые просмотры

-Тематические проверки

-Педагогические советы

-Самообразование

- Занятия

- Праздники

- Досуги и развлечения

- Конкурсы

- Тематические недели

-Участие в окружных и районных мероприятиях

- Спортивные соревнования

- Пропаганда знаний 

- Тематические родительские собрания

- Консультации

- Участие в внутрисадовских мероприятиях

-Участие в окружных и районных мероприятиях

Создание условий: Игровое пространство организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям возрастного и творческого развития ребенка, способствовать формированию разных сторон его личности. Ведется постоянная работа по совершенствованию предметно-развивающей среды. Создан фонд методических и иллюстративных материалов. Ежегодно пополняются фонд наглядных материалов. Организована костюмерная, где хранятся  костюмы как приобретенные, так и созданными руками педагогов, родителей, детей.

Повышение профессионального мастерства педагогов. Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Для повышения профессионального мастерства наши педагоги посещают курсы повышения квалификации, участвуют в окружных и районных мероприятиях, таких как «Неделя игры и игрушки», «Неделя зимних игр и забав», «Праздник детсадовского двора», «Дорожная азбука», «День защитника отечества». В детском саду проводятся консультации: например  «Игрушки, способствующие социально-личностному развитию детей», семинары «Подготовка воспитателя к управлению самостоятельными играми детей». Организованы взаимопосещения. Проводился конкурс «Дидактическая игра, изготовленная руками воспитателей».

Работа с детьми. В работе с детьми игры используются на:

 - Занятиях (дидактические и физкульминутка)

- Праздниках (театрализованные)

- Досугах и развлечениях (театрализованные, игры-драматизации, спортивные игры)

- Конкурсах ( Конкурс «Юный чтецов»: Ежегодно в детском саду проводится конкурс чтецов,  на котором  для поддержания интереса и внимания детей используются словесные, пальчиковые, музыкально-ритмические игры.

- Тематические недели

-Участие в окружных и районных мероприятиях

- Спортивные соревнования

Самое сложное направление – взаимодействие с семьей. Мы стараемся сделать детский сад открытой системой, вовлекая родителей в различные мероприятия, проходящие в нашем детском саду. Такие как: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Игрушка своими руками»,  «Масленица»,  «Маленький исследователь»,  ставшими у нас традиционными. Воспитатели организовали гостиную «Мастерим своими руками», где родители учатся изготовлению игрушек для детей из ткани, шерсти, бросового материала. В детском саду существует студия, которую посещают родители нашего микрорайона с детьми от полутора до трех лет. На студии родители учатся играть со своими детьми. Студия работает только в вечернее время, т.к. свободных помещений у нас нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания ...

Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный ми...

Многофункциональная ширма-игра как средство всестороннего развития ребёнка раннего возраста. «Центр ПДД», «Салон красоты»

Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно - ролевых игр. дидактических игр, уголка уединения, где ребёнок может отдохнуть....