Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.
методическая разработка на тему
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности детей, представлена система работы по игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.
Виды игр используемые с детьми дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые (творческие) игры | Игры с правилами | |
Дидактические: | Подвижные: | |
|
|
|
Игра является средством расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс
Руководствуясь требованиями ФГОС ДО, наши педагоги отбирают и планируют программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяют дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Они как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Организуя игру, руководя ею, воспитатели воздействуют на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Воспитатели широко используют игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ.
Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, наши педагоги повышает эффективность физического развития дошкольников. Они создают у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение - создание образов на основе ранее полученных впечатлений.
На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.
Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.
Работа по игровой деятельности в нашем детском саду ведется по четырем направлениям:
Система работы по игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Создание условий | Повышение профессионального мастерства педагогов | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
Игровое пространство организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям возрастного и творческого развития ребенка, способствовать формированию разных сторон его личности. | Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. | Игра занимает в жизни ребенка особое место. В игре наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Игры используются на: | |
- Предметно-развивающая среда - Фонд методических и иллюстративных материалов - Справочная литература - Методическая литература - Детская литература - Наглядный материал - Атрибутика - Костюмерная | -Курсы повышения квалификации -Участие в окружных и районных мероприятиях -Конкурсы -Взаимопосещения -Организация совместных игр детей разного возраста -Консультации -Семинары -Открытые просмотры -Тематические проверки -Педагогические советы -Самообразование | - Занятия - Праздники - Досуги и развлечения - Конкурсы - Тематические недели -Участие в окружных и районных мероприятиях - Спортивные соревнования | - Пропаганда знаний - Тематические родительские собрания - Консультации - Участие в внутрисадовских мероприятиях -Участие в окружных и районных мероприятиях |
Создание условий: Игровое пространство организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям возрастного и творческого развития ребенка, способствовать формированию разных сторон его личности. Ведется постоянная работа по совершенствованию предметно-развивающей среды. Создан фонд методических и иллюстративных материалов. Ежегодно пополняются фонд наглядных материалов. Организована костюмерная, где хранятся костюмы как приобретенные, так и созданными руками педагогов, родителей, детей.
Повышение профессионального мастерства педагогов. Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Для повышения профессионального мастерства наши педагоги посещают курсы повышения квалификации, участвуют в окружных и районных мероприятиях, таких как «Неделя игры и игрушки», «Неделя зимних игр и забав», «Праздник детсадовского двора», «Дорожная азбука», «День защитника отечества». В детском саду проводятся консультации: например «Игрушки, способствующие социально-личностному развитию детей», семинары «Подготовка воспитателя к управлению самостоятельными играми детей». Организованы взаимопосещения. Проводился конкурс «Дидактическая игра, изготовленная руками воспитателей».
Работа с детьми. В работе с детьми игры используются на:
- Занятиях (дидактические и физкульминутка)
- Праздниках (театрализованные)
- Досугах и развлечениях (театрализованные, игры-драматизации, спортивные игры)
- Конкурсах ( Конкурс «Юный чтецов»: Ежегодно в детском саду проводится конкурс чтецов, на котором для поддержания интереса и внимания детей используются словесные, пальчиковые, музыкально-ритмические игры.
- Тематические недели
-Участие в окружных и районных мероприятиях
- Спортивные соревнования
Самое сложное направление – взаимодействие с семьей. Мы стараемся сделать детский сад открытой системой, вовлекая родителей в различные мероприятия, проходящие в нашем детском саду. Такие как: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Игрушка своими руками», «Масленица», «Маленький исследователь», ставшими у нас традиционными. Воспитатели организовали гостиную «Мастерим своими руками», где родители учатся изготовлению игрушек для детей из ткани, шерсти, бросового материала. В детском саду существует студия, которую посещают родители нашего микрорайона с детьми от полутора до трех лет. На студии родители учатся играть со своими детьми. Студия работает только в вечернее время, т.к. свободных помещений у нас нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания ...
Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...
Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.
Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный ми...
Многофункциональная ширма-игра как средство всестороннего развития ребёнка раннего возраста. «Центр ПДД», «Салон красоты»
Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно - ролевых игр. дидактических игр, уголка уединения, где ребёнок может отдохнуть....
Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 15.112021 на тему: «Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
Методические рекомендации по составлению картотеки дидиактических игр....