родная культура и ее место в жизни детей
консультация (старшая группа) на тему

родная культура и ее место в жизни детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_kultura_i_ee_mesto_v_zhizni_rebenka.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Родная культура и ее место в жизни ребенка

Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем.

Как отметил в своих высказываниях Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...»

Вспоминая слова К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского о проблеме России: «любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская - нет!». Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по- новому начинает относиться к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовнонравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс осознания себя в окружающем мире людей.

Одним из методов формирования социальноличностных качеств у детей дошкольного возраста является их приобщение к народной культуре.

Народная культура - многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.

Рассмотрим механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социальноличностного, социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей.

Человек

Давно известен обычай, судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Воспитанный, благородный человек - от достойных воспитателей - это обычная закономерность, но допускались и парадоксы: достойные люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. Необходимо отдать должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. В народной педагогике ребенок воспитывался в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности:мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др. На данном этапе продолжая народные традиции, педагог должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультуроло- гической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, являются средством воспитания и определяют разнообразие форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Высокие результаты социально-нравственного и духовнонравственного воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа педагогической науки.

Народная история

Как отмечал в своих высказываниях великий ученый Д. С. Лихачев: «в воспитании ребенка особое значение имеет история родного края, этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками, в тесном единстве с фольклором, природой, архитектурой, народно-прикладным творчеством, со всей жизнью и общей культурой «малой Родины»...»

Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов - вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей.

Сегодня они находят свое отражение в практике. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним -оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, что способствует приобретению свободы действия и свободы творчества в условиях культурного и нравственного выбора.

В частности А. Е. Писарева и В. В. Уткина обращают внимание на то, что большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы -А.В. Суворов, М. И. Кутузов, все они являются высоким нравственным примером для наших детей

Достижения народной культуры

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. При этом очень важно сохранить чувства национального достоинства. Как отмечает ученый Д. С. Лихачев «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI

в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа.

Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров .

Основные  средства социально-личностного развития детей в контексте народной культуры:

Язык и фольклор

Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его...» .

Многие педагоги и ученые О. Л. Князева, М. Д. Маханева, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В.И. Водовозова, Г. Н. Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В младшем дошкольном возрасте более доступными являются так называемые малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли), благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

Народные игры и игрушки

В младших группах детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом , способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

Хоровод как школа общения, выходящего за пределы семьи, школа пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок» Другие подготавливали к будущему вступлению в брак - «Отдавали молоду на чужую сторону»

Приобщение к труду и культуре досуга

Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама - исполнительница колыбельных, пестушек, потешек. Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них.

Во многих обрядах участие принимали дети - колядовали, закликали весну. В русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни. Следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность ребенка; дети приобретали специальные навыки, без которых существование было бы неполноценным и даже невозможным.

С другой стороны, в процессе приобщения детей к труду дети знакомятся со своей будущей профессией и связанной с нею ролью в обществе. В основном это было связано с освоением народных ремесел. Поэтому так важно ознакомить детей с народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством Источником творчества народного мастера становится родная природа, окружающий быт, а его произведения - часть окружающей жизни, повседневного быта. Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из основных средств, приобщения детей к культуре и гармоничному развитию личности. В связи с этим методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров .

Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности являются наиболее оптимальным.

Одной из основных задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, то есть этнопедагогическое пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка и ее место в жизни детей.

Игрушка и ее место в жизни детей....

Игрушка и ее место в жизни детей

Игрушка - предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности,...

Родная культура и ее место в развитии ребенка

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры..Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на...

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей"

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести нео...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

«Родная культура и ее место в развитии ребенка »

Цель данного проекта  - приобщение дошкольников к русской национальной культуре....