ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
консультация на тему
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто.
В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Развитию пальцев рук способствуют разнообразные действия с предметами. Например, различные виды мозаик или игры с пуговицами, которые развивают внимание, восприятие. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, а затем попросить ребенка сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, домик, машину и т.д.
Игры с сыпучими материалами. Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело. Детям можно предложить поиграть в игру «Золушка» - перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по разным баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме.
Рисование по манной, гречневой крупе, муке. Податливость крупы, муки, песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Для детей это не только отличное развлечение, но и способ узнать о мире и его свойствах больше. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, развивается чувственное восприятие, фантазия и воображение. Совершенствуя способы работы с сыпучими продуктами можно использовать смешивание различных по размеру : гречка-манка; манка (гречка, перловка, рис и т.д.) – пшено (макароны). Количество вариантов бесконечно.
Нанизывание. Отлично развивает пальчики рук разнообразное нанизывание. Для этого можно использовать любые небольшие предметы, через которые ребенок может продеть шнурок или плотную нить: пуговицы, бусы, макаронные изделия, и т.п.
Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков. Игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию. Можно использовать пазлы или взять две одинаковых картинки, одну из них разрезать на несколько частей. Предложите ребенку, глядя на образец собрать разрезанную картинку.
Аппликации. При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще увлекательный и познавательный процесс. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы, фигурки и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если Вы опасаетесь дать ребенку ножницы, пусть рвет руками цветную бумагу или картинки из журнала, газеты - как получится; а вы будете наклеивать рваные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.
Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, молний; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке – это хорошая тренировка для пальчиков, развивается мелкая моторика рук, совершенствуется ловкость и развиваются элементарные навыки самообслуживания.
Скручивание лент развивает мелкую моторику и координацию движений.
Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
Откручивание-закручивание крышек от пластиковых бутылок. Позволяет зрительно определять их местоположение и подбирать крышки по цвету, воспитывает усидчивость и интерес к обучению.
Ниткография. Работа выполняется нитками любого качества (мулине, шерсть, акриловые и др.) по бархатной бумаге. Нитки хорошо держатся и в то же время легко исправить ошибку.
Ниткография развивает у детей такие качества, как усидчивость, старательность, аккуратность, воображение, зрительно-моторную координацию, абстрактное мышление, пространственное ориентирование.
Рисование и раскрашивание карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Можно использовать различные картинки с поэтапным рисованием, а также раскраски. Раскрашивание является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Для закрепления данных навыков полезно использовать трафареты, помогающие детям сохранять границы закрашивания.
Лепка. Лепка глиной, пластилином или тестом способствует развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитиюэмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия; формированию умений и навыков в лепке.
Шнуровки. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Еще один из способов развития мелкой моторики рук ребенка – это оригами – конструирование из бумаги, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.
Уникальным средством для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальчиков рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальчиковой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов. Слушая их, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальчиковых движений и изображений персонажей, их действий и др.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- развивает эмоциональную выразительность;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает внимание, память, воображение;
- способствует развитию пространственного мышления;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей, в нашем случае (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, затем по желанию ребенка.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка
Начинать формирование гармоничного развития ребенка надо с раннего детства....
Значение развития мелкой моторики рук для развития речи дошкольников
Зазвитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на развитие речи детей....
Статья. Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка».
Статья.Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка»....
Что такое мелкая моторика? Значение развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
что такое мелкая моторика...
Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"
Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...
Значение развития мелкой моторики рук для развития речи
Многие ученый заметили эту взаимосвязь и исследовали её. В ходе исследования было выяснено, что центры речевого развития головного мозга находятся рядом с центрами мелкой моторики. Из-за нарушений в ц...
Консультация: Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей"
Консультация для родителей...