Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ
консультация на тему
Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_s_semyami.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка.
Задачи:
- сформировать мотивацию к активному участию родителей в жизни своего ребенка, его развитии, обучении и воспитании;
- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и
психологии развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- обучить навыкам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;
- сформировать адекватную самооценку.
В практической работе можно выделить основные направления по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:
- Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
- Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
- Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
- Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
- Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
- Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
Используютя такие активные формы и методы работы с родителями:
- общение и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- совместная подготовка и проведение утренников;
- выставка детских работ;
- беседы с детьми и родителями;
- семинар – практикум;
- игровое моделирование с выполнением домашнего задания;
- психолого - педагогический практикум
- участие педагогов ДОУ и родителей в городских конференциях, посвященных вопросам семьи и детства;
- проведение детско – родительских групп. Такая форма работы, как проведение детско-родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной.
Программа предусматривает несколько этапов работы:
ü выявление семей, нуждающихся в особой поддержке;
ü проведение серий занятий с использованием авторских игр с участием детей и родителей;
ü анализ эффективности проведенных мероприятий с помощью ряда методик.
ü По завершению работы по программе получили следующие результаты:
ü дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее эмоционально восприимчивы и не боятся новых видов деятельности;
ü у них повысилась самооценка, появилось чувство уверенности в собственных силах;
ü у родителей – повысилась активность участия в жизни группы, вовлеченность в детские праздники, участие в семейных клубах, в различных творческих конкурсах совместно с детьми.
К новым формам работы можно отнести проведение акции «Цветик – семицветик». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша.
В раздевалке на кабинке ребенка закрепляется «Цветик-семицветик», вырезанный из картона. На лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» - недоумевают родители, когда им объясняют, правили проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение – это не обязательно победа на Олимпийских играх. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка.
Еще одной формой работы с родителями является музыкально – литературная гостиная, цель работы которой развитие музыкально – художественной деятельности, обогащение музыкальных впечатлений, развитие литературной речи.
Педагоги, музыкальный руководитель и родители активно вовлечены в подготовку данного мероприятия.
Одна из продуктивных форм обучения взрослых – совместные психологические тренинги педагогов и родителей. Они развивают у взрослых важное для сотрудничества, сотворчества эмпатическое слушание.
Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.
На базе можно организовать Центр игровой поддержки ребенка, который могут посещать родители и дети с диагнозом ДЦП. Для них организуются консультации специалистов, игры в сухом бассейне и с мягкими модулями, а так же различные виды гимнастик с использованием специальных тренажеров.
В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка, что, в свою очередь является не просто модной тенденцией сегодня, а заботой о безопасности каждого растущего человека, безопасности нации завтра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"
Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
выступление на семинаре учителей-логопедов о взаимодействии логопеда с родителями...
Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...
Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен
Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ».
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ»....
Взаимодействие ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ
Презентация об особенностях взаимодействия специалистов ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ....