МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья (логопедия, подготовительная группа) по теме
выступление на семинаре учителей-логопедов о взаимодействии логопеда с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modeli_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Моркинский детский сад №7»
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
выступление
на районном семинаре учителей - логопедов Моркинского района
«Использование различных видов деятельности в предупреждении нарушений устной речи старших дошкольников»
Подготовила учитель-логопед С.Н.Павлова |
Морки,2013
Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.
Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Учителя-логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.
Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Система работы учителя-логопеда с родителями включает в себя следующие формы:
1. Анкетирование родителей.
При поступлении ребенка в детский сад родители заполняют анкету для учителя-логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем развитии, о семье, о психологических и речевых особенностях ребенка.
2. Общее групповое собрание.
На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и распорядком дня в детском саду.
Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.
Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной и вопросы воспитания ребенка в семье.
3. Открытые занятия.
Учитель-логопед группы показывает родителям открытые занятия. Ведь каждому родителю интересно увидеть, как занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует со сверстниками. На таких занятиях педагог знакомит родителей с основными приемами постановки, автоматизации звуков, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями к речи детей в процессе занятия.
4. Индивидуальные консультации.
При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год, дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-логопед объясняет, как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.
Педагоги дошкольного учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных игрушек на развитие воздушной струи.
5. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.
В индивидуальной тетради ребенка учитель-логопед предлагает родителям материал для развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков, развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия. Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду.
6. Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.
Для привлечения родителей к закреплению полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы. Задания в них подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
7. Информационный уголок (стенд).
Эта форма работы знакомит родителей со следующей информацией:
- сотрудники группы и ДОУ;
- режим дня группы;
- расписание занятий;
- время консультаций специалистов;
- словарь логопедических терминов;
- советы воспитателей, специалистов;
- рекомендации медицинских работников;
- текущие объявления.
На стенде родители могут познакомиться с лексической темой, которую изучают дети, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения, которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома.
8. Подготовка к мероприятиям дошкольного учреждения.
Совместно с учителем-логопедом родители принимают активное участие в подготовке утренников, спортивных праздников, спектаклей: разучивают с детьми тексты песен, стихов, обращая внимание на правильное произношение поставленных звуков. Советуются по изготовлению костюмов, атрибутов.
9. Участие родителей в проведении Психолого-медико-педагогического консилиума.
Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы учителя-логопеда, с рекомендациями и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.
10. В работе с родителями хорошие результаты дает вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов для создания партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь повышает результаты коррекционной работы, воспитания и развития детей с ОВЗ. Второй год в работе с детьми логопедической группы мы используем проектную деятельность. Работа над проектом в нашей группе осуществляется при участии воспитателей и учителя - логопеда, привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и конечно же с привлечением родителей.
В нашей группе мы разработали и реализовали несколько проектов: «Моя мама лучше всех», «Знакомим детей с творчеством К.И. Чуковского», посвященный 130- летию поэта, «Наш Маршак», «Если добрым быть», который был приурочен ко Дню доброты. В 2013 году было реализовано 2 проекта: Домашние питомцы и мое имя.
Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"
Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...
Сотрудничество логопеда и родителей имеющих детей ОНР в ДОУ
. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительно...
Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В данной методической разработке описаны основные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющих детей с ОВЗ....
Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда с родителями детей, имеющих ТНР
Только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!...
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ».
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ»....
Формы работы логопеда с родителями, имеющими детей с ОВЗ
В презентации освещается одно из важнейших направлений работы логопеда - взаимодействие с родителями. обозначены психологические особенности родителей , имеющих детей с ОВЗ, дана концепция взаимодейст...