Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ».
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_logopeda_s_semyoy.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющих детей с ОВЗ».
Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Как правило, большинство детей с ОВЗ имеют стойкие речевые нарушения. Поэтому в индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание.
Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстраненность, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребенка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Исходя из этого, я поставилацель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми недостатками.
Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:
- установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
- формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
- обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы.
При составлении плана взаимодействия с семьей на учебный год, я стараюсь учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году.
В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:
Индивидуальная консультация - одна их форм работы, которая помогает мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем сотрудничество.
А целью бесед с родителями ставлю - оказание им своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед даётся установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.
Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.
Анкетирование. При помощи анкетирования узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в логопедических знаниях. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.
Письменная консультация. Для меня главным её преимуществом является то, что таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, обогащение словаря, формирование звукопроизношения).
Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для меня «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребенком.
Почта логопеда. Это ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями.
Заключение
Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности. Мне приятно, когда удаётся вывести отношения с семьями на новый уровень, где большинство родителей начинают считать себя полноправными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы учителя-логопеда в МДОУ, не имеющих специализированных групп.
Организация работы логопедического пункта в детском саду. Нормативные документы. Основные задачи. Общие положения.Должностные обязанности учителя-логопеда....
Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога
В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров....
"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...
Презентация "Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Презентация к выступлению...
Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи
В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда групп комбинированной направленности для детей с 5 лет до окончания срока обучения, имеющих тяжелые нарушения речи на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированной направленнояти....
Консультация для родителей учителя – логопед Еременко Н.И.на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.сформирова...